2.7
(9)

Notre Dame
1.
Где римский судия судил чужой народ-
Стоит базилика, и радостный, и первый,
Как некогда Адам, распластывая нервы,
Играет мышцами крестовый лёгкий свод.
2.
Но выдаёт себя снаружи тайный план!
Здесь позаботилась подпружных арок сила,
Чтоб масса грузная стены не сокрушила,
И свода дерзкого бездействует таран.
3.
Стихийный лабиринт, непостижимый лес,
Души готической рассудочная пропасть,
Египетская мощь и христианства робость,
С тростинкой рядом — дуб, и всюду царь — отвес.
4.
Но чем внимательней, твердыня Notre Dаmе,
Я изучал твои чудовищные рёбра, —
Тем чаще думал я: из тяжести недоброй
И я когда-нибудь прекрасное создам.
(1912)

Модернистское стихотворение, являющее собой идеальный образчик акмеизма как литературного направления. Акмеизм предполагает поэтизацию земных предметов с помощью максимально точных слов.

Стихотворение описывает Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари). В каждой из четырёх строф стихотворения Собор описывается по-новому.  Первая строфа — взгляд на свод изнутри, вторая — обзор конструкции снаружи, третья — анализ Собора в целом (как продукта античной, языческой и христианской культур). В четвёртой строфе Мандельштам прозревает свою возможность создания прекрасного из «тяжести не доброй» (то есть из жизненного материала со всей его тяжестью и нелепостью) — по аналогии с возведением Собора Парижской Богоматери.

Таким образом, тема стихотворения — поэт и поэзия, а также связь времён и искусств, прошлого и настоящего.

Базовое художественное средство стихотворения — олицетворение: Нотр-Дам рассматривается автором как живое существо с рёбрами и мышцами.

Стихотворение насыщено эмоциональными эпитетами и метафорами, написано шестистопным ямбом, рифмовка кольцевая.

Жанр: стихотворение — манифест акмеизма.

Композиция и сюжет

В центре стихотворения образ камня, преображённого человеческими руками в прекрасный храм (собор Парижской Богоматери).

1-я строфа

Отсылка к истории строительства храма: «Где римский судия судил чужой народ, // Стоит базилика».

2-я строфа

Вид храма снаружи: «Здесь позаботилась подпружных арок сила».

З-я строфа

Храм изнутри: «С тростинкой рядом — дуб, и всюду царь — отвес».

4-я строфа

Восхищаясь «чудовищными рёбрами» храма, поэт мечтает: «Из тяжести недоброй // и я когда-нибудь прекрасное создам».

Идейно-тематическое содержание

⦁ Тема: поэт и поэзия.
⦁ Идея: слово подобно камню, на который человек направляет свои творческие усилия, чтобы наполнить его великим содержанием.

Художественные средства

⦁ Эпитеты: дерзкий свод, непостижимый лес, недобрая тяжесть, чудовищные рёбра.

⦁ Метафоры: играет мышцами крестовый лёгкий свод позаботилась подпружных арок сила, души рассудочная пропасть.

⦁ Антитеза: египетская мощь и христианства робость.

Вопросы и задания для анализа стихотворения

Какие образы и ассоциации из мира культуры находят отражение в стихотворении? Как проявляются в этом стихотворении черты акмеизма?

Описывая древний христианский собор, поэт использует образ Адама, первого человека, исторические ассоциации. Он видит и понимает, как сложна техническая сторона этого архитектурного творения, однако это не мешает видеть его неповторимую красоту, сочетающую в себе черты прошлых культур.

Мандельштам уподоблял поэзию архитектуре, считал, что поэзия наполняет духовный мир человека, как архитектура заполняет пустоту пространства, и свидетельствует о гениальности строителя, напоминает о вечности. Поэт у него подобен архитектору, слово — камню в здании поэзии; гениальная поэзия, как и архитектура, напоминает о вечности.

Сочувственно встретив революцию, Мандельштам с трудом воспринимал после- революционную действительность. В 1920-1930-е годы в его стихах усиливается социальное начало, он открыто выступает против подавления свободы личности авторитарным государством.

2.7 / 5. 9

.