Игорь Северянин использовал строки Мятлева для написания пронзительного по содержанию стихотворения о нелёгкой судьбе России после октябрьских событий 1917 года:
Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб.
Именно эти две строчки выбиты на надгробии Игоря Северянина в Таллине, где он похоронен.
Для чего же использует поэт приём аллюзии? Какова его роль?
Первое четверостишие «Классических роз» — точная цитата начала стихотворения Мятлева, аллюзия во второй строфе стихотворения Северянина уже из Тургенева:
В те времена, когда роились грёзы
В сердцах людей, прозрачны и ясны,
Как хороши, как свежи были розы
Моей любви, и славы, и весны!
«Те времена» здесь – дореволюционная Россия, образ которой с такой любовью дан Тургеневым.
Третья строфа словом «воспоминание» также отсылает нас к тургеневскому стихотворению:
Прошли лета, и всюду льются слёзы …
Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране …
Как хороши, как свежи ныне розы
Воспоминаний о минувшем дне!
Для Тургенева «минувший день» — это оставленная Родина и связанные с нею воспоминания о юности. Для Северянина — это дореволюционная Россия) которой больше нет.
В третьей строфе в цитату вносятся изменения, что отсылает нас уже к приёму К.Р.: слово «были» меняется на слово «ныне» (у К.Р. «теперь») что чётко соотносится со временем.
Четвёртая строфа сначала читается как аллюзия на строки К.Р. «И после сумрачной зимы / опять … / Вернутся радости и грёзы, / Как хороши тогда, Как свежи будут розы!»:
Но дни идут — уже стихают грозы.
Вернуться в дом Россия ищет троп .
Как хороши, как свежи будут розы .
В самое сердце бьёт последняя строчка:
… Моей страной мне брошенные в гроб.
И снова розы и смерть сплетаются в единое, как у Мятлева и Тургенева.
1825 год. Закончилась Гражданская война, прошлое разрушено. Судьба забросила Северянина в Эстонию. Остались лишь воспоминания. Поэт верит, что Родина преодолеет все невзгоды, и потом, когда-нибудь) наскоро, вспомнит о нём — принесёт цветы. Но можно прочитать эти строки и по-другому: меня вспомнят только после смерти.
1925 год — время НЭПа, время, когда в Россию возвращались (на свою погибель) многие: «Вернуться в дом Россия ищет троп». Но он не вернётся.
Сколько нам открыла одна строка одного стихотворения! Как расширяет смысловое и образное пространство произведения приём аллюзивных включений! Как этот приём раскрывает мысль о преемственности в русской литературе!
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.