3
(2)

Сумерки свободы
Прославим, братья, сумерки свободы,
Великий сумеречный год!
В кипящие ночные воды
Опущен грузный лес тенёт.
Восходишь ты в глухие годы, —
О, солнце, судия, народ.

Прославим роковое бремя,
Которое в слезах народный вошь берёт.
Прославим власти сумрачное бремя,
Её невыносимый гнёт.
В ком сердце есть —
тот должен слышать, время,
Как твой корабль ко дну идёт.
Мы в легионы боевые
Связали ласточек — и вот
Не видно солнца; вся стихия
Щебечет, движется, живёт;
Сквозь сети — сумерки густые —
Не видно солнца, и земля плывёт.
что ж, попробуем: огромный, неуклюжий,
Скрипучий поворот руля.
Земля плывёт. Мужайтесь, мужи.
Как плугом, океан деля,
Мы будем помнить и в летейской стуже,
Что десяти небес нам стоила земля.
(1918)

Вопросы и задания для анализа стихотворения.
Прославляет ли лирический герой «сумерки свободы»?
Какие образы использует поэт, чтобы передать «власти сумрачное бремя»?
Объясните смысл образов «легионы боевые ласточек», «скрипучий поворот руля».
Сумерки — полутьма между заходом солнца и наступлением ночи. Помнить в летейской стуже — значит преодолеть забвение, осознать личное бессмертие (Лета — река забвения).

В стихотворении использован образ «сумерки свободы», в основе которого оксюморон — соединение противоположных по смыслу понятий В одном художественном образе.

Лирический герой не может прославлять «власти сумрачное бремя». Революция, обещавшая свободу, не оправдала надежд. Гнёт власти невыносим. Местоимение мы подчёркивает сопричастность лирического героя трудному времени, общность его переживаний со всем народом.

«Ласточка, нежный и хрупкий образ души, свободы, поэзии здесь является в иной, несвойственной ей функции. Речь идёт уже не о ласточке, единственной и вольной, а о ласточках, которые «связаны» — слово-то какое — в легионы, в боевой строй, сплочены принуждением времени … » — пишет С.Аверинцев в книге «Судьба и весть Осипа Мандельштама».

3 / 5. 2

.