Стихотворение «Валерик» (1841) — самое ёмкое и развёрнутое лермонтовское повествование о конкретном эпизоде Кавказской войны. Названо оно так, потому что у реки с названием Валерик происходило сражение. И никак не не связано с именем Валера, как сразу можно было подумать.
Стихотворение основано на живых впечатлениях очевидца и потому почти полностью лишено поэтических условностей.
Жанр: послание.
КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ
Часть 1
Начинается стихотворение как любовное послание, адресованное конкретной женщине — Варваре Лопухиной, к которой поэт питал
нежные чувства до конца своих дней. Однако тон письма лишён романтизма, потому что с той, кому адресовано письмо, у поэта нет духовной близости — и это результат трагических событий. Форма обращения к женщине (первые и заключительные строфы) — способ обрамления реалистичного описания битвы при реке Валерик, участником которой был герой-повествователь:
Я к вам пишу случайно; право,
Не знаю, как и для чего.
Теперь прощайте: если вас
Мой безыскусслввнный рассказ
Развеселит, займёт хоть малость,
Я буду счастлив. А не так? —
Простите мне его как шалость
И тихо молвите: чудак!
Часть 2
Описание военного лагеря в горах:
Кругом белеются палатки;
Казачьи тощие лошадки
Стоят рядком, повеся нос;
У медных пушек спит прислуга,
Едва дымятся фитили;
Попарно цепь стоит вдали …
Динамичное описание сражения: «Нам был обещан бой жестокий».
Контраст красоты природы и страшных картин после боя:
… кровь текла
Струёю дымной по каменьям,
Её тяжёлым испареньем
Был полон воздух.
Окрестный лес, как бы в тумане,
Синел в дыму пороховом.
А там вдали грядой нестройной,
Но вечно гордой и спокойной,
Тянулись горы — И Казбек
Сверкал главой остроконечной.
Часть 3
Противопоставление двух миров: мир театров и балов, нарядов и кавалеров — мир тягот военного быта, мёртвых и раненых:
Но я боюся вам наскучить,
В забавах света вам смешны
Тревоги дикие войны …
ИДЕЙНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
• Тема: жизнь и смерть.
⦁ Идея: бессмысленность кровопролитного конфликта между русскими и чеченцами, когда «под небом места много всем».
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА
⦁ Эпитеты: широкой тенью, тощие лошадки.
⦁ Метафора: в струях потока.
⦁ Градация:
Как звери, молча, с грудью грудь,
Ручей телами запрудили.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.