3.9
(58)

Он не вернулся из боя
Почему всё не так? Вроде всё как всегда:
То же небо, опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух и та же вода,
Только он не вернулся из боя.
Мне теперь не понять, кто же прав был из нас
В наших спорах без сна и покоя.
Мне не стало хватать его только сейчас,
Когда он не вернулся из боя.
Он молчал невпопад и не в такт подпевал,
Он всегда говорил про другое,
Он мне спать не давал, он с восходом вставал,
А вчера не вернулся из боя.

То, что пусто теперь, — не про то разговор,
Вдруг заметил я: нас было двое.
Для меня будто ветром задуло костёр,
Когда он не вернулся из боя.
Нынче вырвалась, будто из плена, весна,
По ошибке окликнул его я:
— Друг, оставь покурить! — А в ответ — тишина,
Он вчера не вернулся из боя.
Наши мёртвые нас не оставят в беде,
Наши павшие — как часовые.
Отражается небо в лесу, как в воде,
И деревья стоят голубые.
Нам и места в землянке хватало вполне,
Нам и время текло для обоих.
Всё теперь одному. Только кажется мне,
Это я не вернулся из боя.

Тема стихотворения В.С.Высоцкого «Он не вернулся из боя» — тема военной дружбы, которая не нова в русском искусстве. Мы встречаем её в литературе XIX века, в хх веке, она представлена в произведениях, разных по жанру. Достаточно вспомнить кинофильм Е. Карелова «Служили два товарища» или «Песню о двух друзьях» С. Германова и В. Гусева.

В основе стихотворения Высоцкого — образы двух разных по характеру бойцов, связанных крепкой дружбой. Почему для поэта важно развитие известной, в общем-то, темы? Что нового внёс он в её рассмотрение?

Обратим внимание на вопросы, которые кажутся наиболее важными в произведении: образная система, изображение мира, лейтмотив и его роль в стихотворении.

Образная система.

На первый взгляд в стихотворении Высоцкого та же привычная ситуация бесконечных споров, что и в произведениях предшественников, та же несхожесть взглядов и характеров героев. Суть споров у Высоцкого остается «за кадром». С болью и недоумением оставшийся в живых отмечает:

Мне теперь не понять, кто же прав был из нас
В наших спорах без сна и покоя …

Стихотворение — исповедь героя, в которой он не говорит о себе, но его оценка не вернувшегося из боя товарища позволяет представить характеры обоих друзей:

Он молчал невпопад и не в такт подпевал,
Он всегда говорил про другое,
Он мне спать не давал, он с восходом вставал …
Здесь уместен вопрос:

— А какими вы видите героев произведения? Обоснуйте своё мнение, опираясь на текст.

Главный герой — цельная натура, именно он обращает внимание на при роду, размышляет о роли товарища в своей жизни, о гибели друга. Одиночество переходит не просто в пустоту, а в сиротство. Его друг представлен романтическим, «не от мира сего» человеком: молчит и подпевает невпопад, встаёт с восходом. Оба знают истинную цену дружбе, которая не раз проверялась в боях. Возможно, не такие уж они и разные, если герой-рассказчик «вдруг заметил», что их было двое. Незаметно, но прочно товарищ вошёл в его жизнь.

Помимо лирических героев в стихотворении В. Высоцкого созданы образы времени и пространства. Пространство в начале произведения охватывает едва ли не всю планету: небо голубое, лес, воздух, вода. Это мир, который необходимо беречь. А в конце пространство сжимается до размеров фронтовой землянки: «Нам и места в землянке хватало вполне … »

Образ времени также сложен. Оно словно раскололось на две неравные части. Водоразделом стал вчерашний бой. Настоящая жизнь осталась там, до боя, где «время текло для обоих», то есть всё происходящее касалось двоих. После боя и гибели друга жизнь
сосредоточилась на судьбе одного человека: «Всё теперь одному … «.

В дальнейшем эта же мысль найдёт отражение в стихотворении-песне Р.Рождественского «За того пария»:
И живу я на земле доброй
За себя и за того парня …

Таким образом, время и пространство трансформируются из большого в малое, из общего в личное. Это подчёркивает причастность каждого человека к окружающему миру, событиям, происходящим в нём.

Изображение мира

Стихотворение В. Высоцкого «Он не вернулся из боя» относится к произведениям искусства, которые стали частью памяти нации, пережившей жестокие испытания «ради жизни на Земле». Но, как ни удивительно, мир, созданный поэтом, гармоничен:

… всё как всегда:
То же небо, опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух и та же вода …

Другие строки стихотворения близки есенинскому миропониманию:

Отражается небо в лесу, как в воде,
И деревья стоят голубые.

Целостность мироздания заключается не только в единении неба и земли, она воплощена в неразрывной связи двух миров: мира мёртвых и мира живых. Герой чувствует присутствие погибшего товарища: «Друг, оставь покурить», — окликнул он по ошибке. Он уверен, что «наши мёртвые нас не оставят в беде, наши павшие — как часовые … ».

Откуда эта уверенность? Согласно и мировой мифологии, и христианскому учению существует тесная связь между мёртвыми и живыми, так как, умирая, человек переходит в другое измерение. Поэтому, ощущая присутствие погибшего друга, герою кажется, что он сам не вернулся из боя, а друг продолжает жить земной жизнью.

Лейтмотив произведения.

Каков лейтмотив произведения? Напомним, что лейтмотив — главная мысль, которая проходит через всё произведение.
Учащиеся без труда увидят повторяющиеся в произведении слова. У Высоцкого — «он вчера не вернулся из боя».

В стихотворении Высоцкого основная мысль передана в чувствах лирического героя. Гибель друга — трагедия для него. Со смертью товарища всё внезапно изменилось, герой ещё не в состоянии осознать глубину потери: «Почему всё не так?» В обычную жизнь (если можно назвать обычной жизнью фронтовые будни) вторглась беда — друг не вернулся из боя.

Его гибель вызвала размышления о смысле жизни, о месте человека в природе, обществе, о дружбе … Как откровение звучит неожиданный для самого героя вывод: «Вдруг заметил я: нас было двое … » Подобно многим писателям, повествующим о войне, Высоцкий подчеркнул её антигуманную сущность, связанную с гибелью людей.

В. Высоцкий написал произведение о Великой Отечественной войне, называемой в народе священной, рассказал о трагическом
событии — гибели друга, о духовной связи между близкими людьми, не прекращающейся и после смерти.

3.9 / 5. 58

.