3
(2)

Философское модернистское (акмеистское) стихотворение, представляющее собой размышления лирического героя, который, стремясь спастись от бессонницы, читает список кораблей в «Илиаде» (вторая песнь, «Сон Беотия»). Эти корабли представляются лирическому герою стаей журавлей, летящих в эллинском небе.

Лирический герой утверждает любовь как повод и причину всего сущего: не было бы этой войны за Трою, если бы не Елена Прекрасная. И всё наполнено любовью — каждая строчка «Илиады», каждая страница бытия. А в перечне кораблей всё явственней слышно море (метафора засыпания), и вот оно, тяжело шумя, уже входит в комнату поэта и подбирается к его изголовью.

Точные эпитеты помогают воссоздать переживаемые лирическим героем события  «тугие паруса» — ощущение ветра и запаха моря, «длинный выводок» — бесконечность перечисления кораблей,
«поезд журавлиный» — сменяемость и повторяемость «составов» журавлей, «море чёрное» — вечная темнота и непостижимость мирового океана).

Повторяющееся архаическое слово «сей» и метафорический ряд «поезд журавлиный, / Что над Элладою когда-то поднялся», «И море, и Гомер — всё движется любовью») помогают проникнуться связью времён. Написано шестистопным ямбом, рифмовка кольцевая.

Жанр: лирическая элегия.

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ

Стихотворение можно разделить на три части.

Часть 1

Экспозиция и завязка сюжета: борясь с бессонницей, лирический герой перечитывает «Илиаду» Гомера. Список ахейских кораблей, этот «длинный выводок», превращается в «поезд журавлинный, // Что над Элладою когда- то поднялся».

Часть 2

Развитие сюжета: лирический герой приходит к выводу, что именно любовь ведёт корабли на Элладу: «Когда бы не Елена, / / Что Троя вам одна, ахейские мужи?»

Часть 3

Кульминация и развязка: звучит утверждение: «И море, и Гомер — всё движется любовью».

ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ «БЕССОНИЦА. ГОМЕР. ТУГИЕ ПАРУСА» 

  1. Темы: размышления лирического героя при чтении так называемого списка кораблей, данном в «Илиаде» Гомера; любовь.
  2. Идея: любовь — основа движения на Земле, всё покоряется любви.


ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

  1. Эпитеты: тугие паруса, длинный выводок, поезд журавлиный.
  2. Олицетворение: море шумит и подходит к изголовью.

3 / 5. 2

.