Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна. Еду, еду в чистом поле; Колокольчик дин-дин-дин… Страшно, страшно поневоле Средь неведомых равнин! «Эй, пошел, ямщик!..» — «Нет мочи: Коням, барин, тяжело; Вьюга мне слипает очи; Все дороги занесло; Хоть убей, следа не видно; Сбились мы. Что делать нам! В поле бес нас водит, видно, Да кружит по сторонам. Посмотри: вон, вон играет, Дует, плюет на меня; Вон — теперь в овраг толкает Одичалого коня; Там верстою небывалой Он торчал передо мной; Там сверкнул он искрой малой И пропал во тьме пустой». Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна. Сил нам нет кружиться доле; Колокольчик вдруг умолк; Кони стали… «Что там в поле?» — «Кто их знает? пень иль волк?» Вьюга злится, вьюга плачет; Кони чуткие храпят; Вот уж он далече скачет; Лишь глаза во мгле горят; Кони снова понеслися; Колокольчик дин-дин-дин… Вижу: духи собралися Средь белеющих равнин. Бесконечны, безобразны, В мутной месяца игре Закружились бесы разны, Будто листья в ноябре… Сколько их! куда их гонят? Что так жалобно поют? Домового ли хоронят, Ведьму ль замуж выдают? Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна. Мчатся бесы рой за роем В беспредельной вышине, Визгом жалобным и воем Надрывая сердце мне…
«Бесы» Пушкина — это философское стихотворение, основанное на фольклорных мотивах. В жанровом отношении сближается с лирической балладой. Описывается ночная поездка лирического героя. Ямщик винит в плохой погоде бесов (фольклорный мотив); тревожные звуки и огни действительно пугают (“Страшно, страшно поневоле»). Кружит метель, петляет дорога, и границы между сном и явью стираются: лирический герой действительно видит бесов, даже сочувствует их жалобным стенаниям, но не хочет участвовать в странных играх нечистой силы (аллегория отчуждения Пушкина от интриг власти).
Написано четырехстопным хореем, рифмовка перекрестная.
Жанр: баллада (философская).
КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ
С помощью мифологического сюжета раскрывается Философско-политическая тема стихотворения .
Композиция «Бесов» симметрично кольцевая благодаря троекратному повторению одного и того же четверостишия в начале каждой из
частей произведения. Это четверостишие делит произведение на части и создаёт ощущение кружения вьюги:
Мчатся тучи, вьются тучи;Невидимкою лунаОсвещает снег летучий;Мутно небо, ночь мутна.
Часть 1
Описание разгулявшегося ненастья, виной которому, по словам ямщика, бесы (фольклорный мотив):
Хоть убей, следа не видно…В поле бес нас водит, видно…
Часть 2
Бесы приобретают реальные черты:
Бесконечны, безобразны,В мутной месяца игреЗакружились бесы разны…
Часть 3
Лирический герой обессилен в борьбе с мистической стихией.
ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Темы: человеческий путь, борьба с хаосом.
Идея: человек бессилен перед разбушевавшейся природной стихией. Путники, сбившиеся с пути, — это русский народ в поисках счастливой жизни. Бесы — жизненные препятствия и власть, которые закрывают людям путь к свободе.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА
Эпитеты: снег летучий, средь неведомых равнин, одичалого коня, во тьме пустой.
Сравнения: невидимкою луна; сверкнул искрой малой; закружились, будто листья в ноябре.
Повторы: еду, еду; страшно, страшно; вьюга злится, вьюга плачет.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.