5
(3)
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин…
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!
«Эй, пошел, ямщик!..» — «Нет мочи:
Коням, барин, тяжело;
Вьюга мне слипает очи;
Все дороги занесло;
Хоть убей, следа не видно;
Сбились мы. Что делать нам!
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам.
Посмотри: вон, вон играет,
Дует, плюет на меня;
Вон — теперь в овраг толкает
Одичалого коня;
Там верстою небывалой
Он торчал передо мной;
Там сверкнул он искрой малой
И пропал во тьме пустой».
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Сил нам нет кружиться доле;
Колокольчик вдруг умолк;
Кони стали… «Что там в поле?» —
«Кто их знает? пень иль волк?»
Вьюга злится, вьюга плачет;
Кони чуткие храпят;
Вот уж он далече скачет;
Лишь глаза во мгле горят;
Кони снова понеслися;
Колокольчик дин-дин-дин…
Вижу: духи собралися
Средь белеющих равнин.
Бесконечны, безобразны,
В мутной месяца игре
Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре…
Сколько их! куда их гонят?
Что так жалобно поют?
Домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж выдают?
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне…
«Бесы» Пушкина — это философское стихотворение, основанное на фольклорных мотивах. В жанровом отношении сближается с лирической балладой. Описывается ночная поездка лирического героя. Ямщик винит в плохой погоде бесов (фольклорный мотив); тревожные звуки и огни действительно пугают (“Страшно, страшно поневоле»). Кружит метель, петляет дорога, и границы между сном и явью стираются: лирический герой действительно видит бесов, даже сочувствует их жалобным стенаниям, но не хочет участвовать в странных играх нечистой силы (аллегория отчуждения Пушкина от интриг власти).
 
Написано четырехстопным хореем, рифмовка перекрестная. 
Жанр: баллада (философская).
 
КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ
 
С помощью мифологического сюжета раскрывается Философско-политическая тема стихотворения .
 
Композиция «Бесов» симметрично кольцевая благодаря троекратному повторению одного и того же четверостишия в начале каждой из
частей произведения. Это четверостишие делит произведение на части и создаёт ощущение кружения вьюги:
 
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
 
Часть 1
Описание разгулявшегося ненастья, виной которому, по словам ямщика, бесы (фольклорный мотив):
 
Хоть убей, следа не видно…
В поле бес нас водит, видно…
 
Часть 2
Бесы приобретают реальные черты:
 
Бесконечны, безобразны,
В мутной месяца игре
Закружились бесы разны…
 
Часть 3
 
Лирический герой обессилен в борьбе с мистической стихией.
 
ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
 
Темы: человеческий путь, борьба с хаосом.
Идея: человек бессилен перед разбушевавшейся природной стихией. Путники, сбившиеся с пути, — это русский народ в поисках счастливой жизни. Бесы — жизненные препятствия и власть, которые закрывают людям путь к свободе.
 
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА
 
Эпитеты: снег летучий, средь неведомых равнин, одичалого коня, во тьме пустой.
 
Сравнения: невидимкою луна; сверкнул искрой малой; закружились, будто листья в ноябре.
 
Повторы: еду, еду; страшно, страшно; вьюга злится, вьюга плачет.
 
 

5 / 5. 3

.