0
(0)

ТОЛСТОЙ Алексей Николаевич (29.12.1882 (10.01.1883), Николаевск — 23.02.1945, Москва), прозаик, драматург, публицист. Отец Толстого — граф Н. Толстой, мать — урожденная А. Тургенева. Вскоре после рождения сына мать Толстого покинула дом и вышла замуж за А. Бострома, который оказал большое влияние на формирование личности будущего писателя, воспитывавшегося в имении отчима в атмосфере семейного согласия и интереса к литературе. Свое счастливое детство Толстой описал в 1920 г. в повести «Детство Никиты» (1936). Учился в Петербургском технологическом институте. Во время учебы сблизился с символистами и решил посвятить себя литературному творчеству. Впервые выступил в печати как поэт Влияние символизма сказалось в его поэтическом сб. «Лирики» (1907) и сб. стихов «За синими реками» (1911), в котором нашла отражение увлеченность Толстого народным творчеством и славянской мифологией. К фольклорным мотивам он обратился и в сб. прозаических миниатюр «Сорочьи сказки» (1910). В 1911 г. вышли в свет «Повести и рассказы гр. Толстого». Произведения, вошедшие в этот цикл, были включены под измененными названиями в сб. «Заволжье» (1910), а впоследствии в расширенный. цикл «Под старыми липами» (1925). Толстой обратился в них к теме «дворянских гнезд» и жизни русской провинции, показывая моральное разложение и безнадежность существования ее жителей. После удачного выступления в жанре малых форм Толстой опубликовал романы «Чудаки» (1911) и «Хромой барин» (1912), тематически связанные с циклом «Заволжье». В «Хромом барине» Толстой сформулировал концепцию любви как чувства стоящего выше внешнего мира. В годы 1 мировой войны Толстой был военным корреспондентом газеты «Русские ведомости». В циклах очерков 1914- 1915 гг. он изображал войну как народную трагедию и подчеркивал патриотизм русских солдат. В 1919 г. эмигрировал в Париж, откуда в 1921 г. переехал в Берлин. Там сотрудничал с газетой левой ориентации «Накануне», что вызвало резкую критику со стороны русской эмиграции. В ответ на обвинения в предательстве Толстой опубликовал «Открытое письмо Н. В. Чайковскому» (1922). В 1923 г. вернулся в Россию и занял позицию безоговорочного принятия новой действительности. Судьбам эмигрантов посвящены его романы «Рукопись, найденная под кроватью» (1928), «Черное золото» (1931, вред. 1940 «Эмигранты»), «Похождения Невзорова, или Ибикуся (1924), в которых решение остаться в эмиграции рассматривал как измену Родине. В 20-е П., обеспокоенный введением нэпа, Толстой написал рассказы «Голубые города» (1925), «Гадюка» (1928), «Василий Сучков» (1928). В этот же период были написаны его научно-фантастические романы «Аэлита» (1922-1923), «Союз пяти» (1925), выражающие уверенность Толстого в неограниченных возможностях человека, и «Гиперболоид инженера Гарина» (1925-1927), в котором научная фантастика сочетается с элементами детективно-приключенческог6 романа. К наиболее выдающимся произведениям Толстого относится трилогия «Хождение по мукам» (т. 1 — «Сестры» и т. 2 — «Восемнадцатый год», 1927-1928; т. 3 — «Хмурое утро», 1940), в которой представлена яркая панорама событий 1 мировой войны, февральской революции, Октябрьской революции, гражданской войны. Главные герои, втянутые в водоворот истории, переживают кризис переоценки ценностей окружающего их мира, ищут смысл жизни и обретают созидательную идею в новой действительности. Толстой показал зависимость счастья отдельного человека от его умения сообразовывать индивидуальные стремления с ритмом истории, а заблуждениям героев придал универсальный характер. В психологическом описании персонажей Толстой широко использовал внутренний диалог и характеристику при помощи жестов. Некоторые из героев трилогии появляются и в его самой слабой в художественном отношении Повести «Хлеб. Оборона Царицына» (1937), в которой часть исторических фактов под влиянием событий 1937 г. была искажена. С самого начала писательской деятельности Толстого привлекала эпоха и фигура Петра 1. Этой теме посвящена его пьеса «Петр 1» (1934) и повесть «День Петра» (1918). Подведением итогов размышлений Толстого о Петре 1 стал его незаконченный роман «Петр Первый» (Т. 1-2, 1934; т.3, 1948). На фоне бытовых и исторических событий эпохи Толстой показал процесс формирования личности Петра и его деятельность как самодержца. Писатель выразил в романе свою убежденность в исторической необходимости жестоких мер царя как творца крепнущей мощи России, совершившего переворот в ее истории. Создавая образ Петра 1, Толстой мастерски использовал технику разных точек зрения и характеристику жестов героев. Кроме того, Толстой является автором пьес «Насильники» (1913), «Касатка» (1915), драмы «Иван Грозный», состоящей из двух частей: «Орел и орлица» (1941-1942) и «Трудные годы» (1943), в которых под воздействием культа личности Сталина идеализировал образ царя. В годы Великой Отечественной войны Толстой написал около 60 статей, среди которых «Что мы защищаем», «Москве угрожает враг», «Я призываю к ненависти!» и цикл рассказов «Рассказы Ивана Сударева».

0 / 5. 0

.