0
(0)

Бондарев Юрий Васильевич (р. 15.03.1924), прозаик. В 1942-1945 гг. был на фронте. В 1951 г. окончил Литературный институт им. М. Горького. Его первый рассказ «В пути» вышел в свет в 1949 г. В 1953 г. был опубликован первый сборник рассказов «На большой реке», а в 1956 г. повесть «Юность командиров», в которой описывалась жизнь курсантов военного училища. Известность Бондареву  принесли его повести «Батальоны просят огня» (1957) и «Последние залпы» (1959), которые вместе с произведениями Бакланова, Быкова, Воробьева и других писателей фронтового поколения составляли основу новой волны русской военной прозы, выступающей против обязательных до сих пор шаблонов и моделей литературы о войне. Они привнесли с собой новую морально-психологическую проблематику, собственное видение войны и геройства, суровый, далекий от каких-либо прикрас образ повседневной фронтовой действительности, насыщенный богатой гаммой цветов, звуков и запахов, игрой света и тени. Бондарев целенаправленно избегает широкого, эпического описания действительности и искусственных композиционных приемов и обобщений. В его повестях преобладает импрессионистическое восприятие событий, которое заключается в том, что люди и события описываются сразу же, по горячим следам, в момент наблюдения и так, как их воспринимает в этот момент герой. К военной тематике обращается Бондарев  и в романе «Горячий снег» (1969). Однако теперь он смотрит на войну глазами историка и философа, для которого индивидуальные правда и опыт не являются целью сами по себе, а имеют более глубокий, эпический смысл и значение. Это привело к существенным изменениям в повествовательной манере Бондарева, в которой стали явно про ступать черты традиционного романа-эпопеи. Тема войны появляется также и в последующих произведениях Бондарева, но на первый план в них выходят другие проблемы и события. В романе «Тишина» (1962-1964 гг.) и повести «Родственники. (1969) писатель обращается к теме переоценки прошлого, связанного с периодом культа личности Сталина, и представляет наиболее типичный для человека того времени моральный облик и образ мысли, а также выразительные, дышащие правдой и подлинностью сцены повседневной жизни, верно передавая мрачную атмосферу общественно-политической жизни в СССР на рубеже 40-50-х гг. В свою очередь, в романах «Берег» (1975),  «Выбор» (1980) и «Игра» (1985), действие которых происходит в наши дни и которые более разнообразны по затрагиваемым в них проблемам, Бондарев пытается решить вопросы более универсального характера, он размышляет о волнующих современного человека проблемах жизни и смерти, войны и мира, искусства и традиции, природы и научно-технической революции. «Страницы из записной книжки», в  отрывках печатавшиеся в советской периодике с 1976 г., и «Мгновения» (1977-1982 гг.) значительно отличаются от предыдущих произведений Бондарева формой литературного повествования. Бондарев обратился в них к традиции лирической прозы, в которой образность переплетена с мыслью, с авторским «я», составляя с ним неразрывное целое. Кроме того, Бондарев издал несколько сборников литературных очерков «Взгляд в биографии», 1971 г.; «Поиск истины», 1976 г.), куда вошли его размышления над современным историко-литературным процессом, заметки о прозе многих русских и советских писателей, а также о собственном творчестве.

0 / 5. 0

.