0
(0)

Добролюбов  Николай Александрович (24.01. 1836, нижний Новгород — 17.11.1861, Петербург), критик, публицист и поэт. Родился в семье священника. Сначала учился в духовной семинарии, но, не чувствуя призвания к духовному званию, оставил семинарию на последнем курсе и поступил в Главный педагогический институт в Петербурге (1853-1857). Здесь он объединил вокруг себя и рукописного журнала «Слухи» группу передовой молодежи.  Сам писал и распространял острые политические стихи и язвительные сатиры, за которые его чуть было не исключили из института. После окончания обучения Добролюбов становится постоянным сотрудником журнала «Современник», а с 1858 — редактором отдела критики и библиографии, который ему достался после Н. Чернышевского; с 1859 г. начал издавать сатирическое приложение «Свисток», которое заполнял почти целиком своими произведениями. Наряду с Н. Чернышевским и Д. Писаревым Добролюбов был вьщающимся представителем русской радикальной мысли 60-х гг.  Он был убежденным революционным демократом, верящим, что только путем революционного подъема народных масс можно изменить политический строй и добиться социальной справедливости в России.  Свои взгляды наиболее полно хотя из-за цензурных соображений в форме намеков,  Добролюбов выразил в статьях «Роберт Оуэн и его попытки общественных реформ» (1859) и «Черты для характеристики русского простонародья» (1860).  Свои революционно-демократические воззрения Добролюбов перенес и на литературную критику, которая являлась основной областью его деятельности, рассматривал литературу как «силу служебную, значение которой состоит в пропаганде, а достоинство определяется тем, что и как она пропагандирует». Поэтому в литературном произведении Добролюбова интересовали не столько описываемые конфликты, образы персонажей, хронологическо-пространственная композиция, сколько подлинность отображения действительности. Используя разработанный им метод «реальной критики», каждое литературное произведение он оценивал с точки зрения его познавательной ценности. Роман И. Гончарова «Обломов»  Добролюбов  использовал для нападения на сторонников принципа «искусство для искусства» и для всесторонней и суровой критики дворянских либералов и их идеологии, носителями которой в литературе были т. н. «лишние люди» — статья «Что такое обломовщина?» (1859). Роман И. Тургенева «Накануне» был им использован для дальнейшей критики «лишних людей» и противопоставления им «новых людей», т. е. разночинцев 60-х, полностью преданных делу революции, -статья «Когда же придет настоящий день?» (1860). Драматургия А. Островского послужила Добролюбову благодатным иллюстративным материалом для Социологических рассуждений о патриархальном купечестве и чиновничестве — статьи «Темное цapство» (1859) и «Луч света в темном царстве» (1860). Велик идейно-политический заряд статей Добролюбова,  посвященных «Губернским очеркам» М. Салтыкова-Щедрина и ранним произведениям Ф. Достоевского: «Губернские очерки» (1857), «Забитые люди» (1861). Из-под перевода  Добролюбова вышли десятки значительных с идейно-литературной точки зрения рецензий и обзоров, несколько работ по педагогике «О значении авторитета в воспитанию), 1857; «Мысли об учреждении открытых женских школ», 1858) и истории «Первые годы царствования Петра Великого», 1858), а также лирические и сатирические стихотворения. Влияние Добролюбова  на развитие русской общественной мысли и литературной критики огромно, а его критические разборы «Грозы» А. Островского и романа И. Гончарова «Обломов» до сегодняшнего дня остаются непревзойденным образцом социологической критики; его определения «темное царство» и «обломовщина» стали крылатыми выражениями русского языка.

0 / 5. 0

.