0
(0)

ФАДЕЕВ Александр Александрович (11(24).12.1901, Кимры Тверской губ. — 13.05.1956, Москва, покончил жизнь самоубийством), прозаик. Вырос в семье профессиональных революционеров, детство и юность провел на Дальнем Востоке, учился во Владивостокском коммерческом училище. В 1918 г. вступил в ВКП(б), в 1919 г. был направлен для политической работы среди дальневосточных партизан. Был комиссаром бригады. В 1921 г. Фадеев стал делегатом Х съезда партии и участвовал в подавлении «кронштадтского мятежа». Учился в Московской горной академии, после двух лет обучения бьm направлен на партийную работу в Краснодар и в Ростов-на-Дону, где работал в 1924-1926 гг., после чего уже навсегда вернулся в Москву. Фадеев занимал ряд важных общественных и политических должностей: был членом ЦК КПСС в 1939-1956 гг. и депутатом Верховного Совета СССР. В 1926-1932 гг. Фадеев — один из руководителей РАПП, а с 1932 г. зам. председателя оргкомитета СП, член правления и президиума СП СССР, в 1946- 1954 гг. — генеральный секретарь и председатель правления СП СССР. Во время Великой Отечественной войны Фадеев был корреспондентом газеты «Правда», после войны принимал участие в движении защиты мира, исполняя обязанности вице-президента Всемирного Совета Мира. Печататься начал с 1923 г. (рассказ «Против течения»), а год спустя опубликовал повесть «Разлив». Уже в первых своих произведениях, тематически связанных с гражданской войной, Фадеев выступает как писатель с четко сформировавшемся мировоззрением. Широкую известность Фадееву принес роман «Разгром» (1927), в котором писатель поднимает проблему о роли революционной сознательности в политической деятельности и вооруженной борьбе. К решению этой проблемы Фадеев подошел нетрадиционно, через изображение сложных судеб персонажей романа, действие которого разворачивается на Дальнем Востоке, где небольшой отряд партизан пытается вырваться из окружения японских интервентов. В психологическом анализе, предпринятом в этом произведении, Фадеев следует творческой манере Л. Толстого, основанной на раскрытии «диалектики души», в частности, посредством «срывания всяческих масок», заслоняющих подлинную, содержательную ценность человека. После публикации «Разгрома» Фадеев надолго замолчал как писатель, посвятив себя политической и общественно-организационной деятельности в писательских кругах. В это время он писал много критических и программных статей об актуальных проблемах литературной жизни. В 30-е гг. Фадеев продолжает работу над романом «Последний из удэге», который начал писать еще перед «Разгромом». Действие романа разворачивается на Дальнем Востоке. Фадеев хотел представить в этом романе широкую панораму жизни общества,  давшей название сб., подверг анализу отношение патриархальной русской деревни к происходящим после 1917 г. переменам в стране. В конце 20-х гг. проза Фадеева развивается в сторону углубления психологического портрета героев и индивидуализации повествования. В романе «Братья» (1928), в композиции которого применены принципы создания музыкального произведения, Фадеев показал судьбу композитора, который благодаря искусству находит свой путь в современном мире. В 1928, 1931-1932, 1933-1934 гг. Фадеев выезжал за границу (Голландия, Швейцария, Франция, Италия, Дания). Размышления о европейской действительности вошли в романы «Похищение Европы» (1933-1935) и «Санаторий «Арктур»» (1940). В них отразились кризисные процессы, происходившие в европейских странах (распад человеческих связей, кризис духовных ценностей, деформация личности и т. п.), И раздумья автора над путями развития западной цивилизации. В «Похищении Европы» Фадееву не удалась попытка противопоставления Запада и СССР. Советская действительность была показана схематично, положительные герои изображены поверхностно и декларативно. Произведения Фадеева, посвященные европейской теме, в своем диагнозе «недугов» Запада близки к европейскому и американскому роману 20-30-х гг. Во время II мировой войны Фадеев писал очерки и рассказы, изданные в сб. «Несколько населенных пунктов» (1943) и «Свидание с Ленинградом» (1945). Принимал участие в Нюрнбергском процессе, впечатления о котором вошли в цикл «На Нюрнбергском процессе. (1946). Замысел создания панорамной картины эпохи и включения исторического времени в повествование наряду с действующими лицами Фадеев воплотил в трилогии «Первые радости» (1945), «Необыкновенное лето» (1947-1948), «Костер» (1961-1965). В первой части трилогии бесстрастная манера повествования и замедленное разворачивание действия отражают мнимую стагнацию жизни провинциального русского города, в котором представители разных социальных слоев испытывают смятение, характерное для начала хх в. Во второй части, действие которой разворачивается во время гражданской войны, Фадеев излагал события с разных Toчeк зрения, ввел документальный материал и обширные авторские комментарии, уточняющие и объясняющие осмысление героями хода исторических событий. Для «Костра» характерно гармоническое слияние исторического и психологического времени, начало войны 1941 г. понуждает героев осознать свою прежнюю жизнь. Существенную в трилогии роль играют тема искусства (искусство как катарсис и как смысл жизни) и тема Л. Толстого — отношение к его личности и творчеству является мерилом зрелости героев. Фадеев — автор многочисленных литературно-критических статей, вошедших в сб. «Писатель, искусство, время» (1957) и книги воспоминаний «Горький среди нас» (1944).

0 / 5. 0

.