0
(0)

Гончаров Иван Александрович (6.06.1812, Симбирск — 15(27).09.1891, Петербург), прозаик. Родился в купеческой семье. Учился в Московском коммерческом училище (1822-1830), а затем — на словесном отделении Московского университета (1831-1834). С 1835 г. служил переводчиком в департаменте внешней торговли Министерства финансов. В этот же период Гончаров  преподавал литературу сыновьям художника Н. Майкова — Аполлону (будущему поэту) и Валериану (будущему литературному критику). В доме Н. Майкова Г. встречался с известными писателями (В. Бенедиктовым, И. Панаевым, И. Тургеневым) и политическими деятелями А. Солоницыным и А. Заблоцким-Десятовским, последователями экономических теорий А. Смита и Д. Рикардо, которые существенно повлияли на формирование общественно-политических взглядов Г. В 1852-1854 гг. Гончаров  участвовал в экспедиции адмирала Е. Путятина, цель которой заключалась в налаживании торговых отношений с Японией. С 1856 г. и до
выхода на пенсию в 1867 г. Г. был цензором. Литературную деятельность начал рано. В 1832 г. в журнале «Телескоп» он опубликовал перевод отрывков из романа Э. Сю «Атар-Гюль». В 30-е гг. писал стихотворения и рассказы романтического характера, которые так и остались неопубликованными. Часть своих юношеских произведений Гончаров  использовал впоследствии в романе «Обыкновенная история» (1847). В 40-е гг. г. писал физиологические очерки, в част., «Иван Савич Поджабрин. (1848), что сблизило его с натуральной школой и кругом В. Белинского, с которым он познакомился в 1846 г. и который оказал значительное влияние на формирование его литературных взглядов того периода. г. сотрудничал с писателями, окружавшими В. Белинского, вошел в состав редколлегии «Современника»,
одного из самых прогрессивных русских журналов. Настоящим началом своей литературной деятельности писатель считал роман «Обыкновенная история» (1844-1846). Этот роман относился к числу произведений, характерных для того времени, т. е. полемизирующих с романтизмом. В «Обыкновенной истории» г. описал судьбу провинциального помещика Александра Адуева, идеалиста, воспитанного на романтической литературе, не готового к обыкновенной жизни и потому терпящего поражение как на службе, так и в личной жизни. Провинциальный романтизм Александра безжалостно критикует его дядя, Петр Адуев, петербургский чиновник и фабрикант, трезво оценивающий мир и людей. г. изображает Петра Адуева как положительного героя, отмечая, однако, и его отрицательные черты (в част.,
его неудачную семейную жизнь). Под влиянием дяди с молодым Адуевым происходит метаморфоза, но не все изменения в нем вызывают одобрение автора. «Обыкновенная история» представляет собой типичный образец произведений того времени, критикующих романтизм, который в тот период был признан оплотом дворянского консерватизма, и выступающих за буржуазную «трезвостъ», имеющих много общего с некоторыми лозунгами позитивизма. В 1849 г. в литературном приложении к «Современнику» г. опубликовал отрывок своего следующего романа «Сон Обломова».  Работа над романом была прервана неожиданной экспедицией в Японию, на фрегате «Паллада». Целью экспедиции было завоевание захваченного американцами рынка сбыта в Японии, а Гончаров выполнял при этом обязанности секретаря. Очерки об этой поездке составили книгу Гончарова «Фрегат Паллада- (1858); они положили начало морской теме в русской литературе. К работе над «Обломовымя писатель вернулся в 1857 г., т.е. в то время, когда в русской литературе развернулась дискуссия о роли дворянской интеллигенции в политической и культурной жизни.  Главный герой романа — Илья Обломов, типичный представитель патриархальной помещичьей культуры, человек, с малых лет не приученный к труду и вообще к какой бы то ни было активной деятельности, что в условиях новой, городской культуры, в каких оказался герой, приводит его к постепенной духовной и общественной деградации. Писатель использовал традиционную повествовательную форму романа с  преобладанием описательных элементов, с тем чтобы
Показать жизнь героя с детства до преждевременной смерти. Особую роль в романе выполнял «Сон Обломсвая , опубликованиый ранее, который многое прояснял в поведении и психологических реакциях героя. «Сон Обломова- представляет определенный интерес и с точки зрения формы Гончарова использовал в нем элементы поэтики былин, сказок и даже утопии. Благодаря этому ему удалось создать наполовину реальный, наполовину сказочный образ счастливого края, в котором жизнь текла без каких бы то ни было проблем, не требуя от человека никакой активной деятельности.  В то же самое время это и сатирическое изображение провинциальных помещиков, не приспособленных к изменяющимся социально-политическим условиям. Обломову Гончаров  противопоставляет Андрея Штольца, человека энергичного, занятого своей карьерой и сколачиванием состояния. Образ Штольца выражал самую прогрессивную, по мнению Гончарова, идеологию — либерализм, сторонником которого считал себя и Гончаров при этом, однако, он не полностью симпатизировал своему герою (как и в «Обыкновенной истории». Он дискредитировал его в глазах читателей, описывая его неудачную семейную жизнь: как человек, руководствующийся только разумом, Штольц далек от романтических мечтаний и порывов, а потому не в состоянии понять свою впечатлительную жену. Последний роман «Обрыв» Гончаров закончил лишь в 1869 г., хотя его замысел вынашивал с 40-х гг.; это произведение должно было стать последней частью трилогии, посвященной критике дворянской культуры. Однако, вследствие изменения взглядов писателя, роман неожиданно приобрел иное звучание — он стал прославлением нравов и культуры помещичьей среды. Гончаров изменил, прежде всего, концепцию образа главного ге-
роя: Марк Волохов из либерала превратился в карикатуру «нигилиста» 60-х гг. (хотя действие романа происходит в 40-е гг.). Писатель сосредоточил все свое внимание на драме главной героини Веры, которой угрожают люди типа Волохова. Вера, однако, не вступает в конфликт со своим окружением, спасением ДЛЯ нее становится истина, открытая ей бабушкой, старой помещицей Бережковской. Гончаров  ввел в роман также образ Тушина, соединяющего в себе черты крепостника-помещика и фабриканта. Он одерживает победу над Волоховым и художником Райским, у которого много общего с «лишними людьми». После публикации романа, холодно принятого читателями из-за его консервативной направленности, Гончаров  отошел от литературной жизни, тем не менее продолжал заниматься литературной критикой и опубликовал статью о комедии А. Грибоедова «Горе от ума» — «Мильон терзаний» (1872), а также критические заметки о собственном творчестве — «Лучше поздно, чем никогда» (1879). До конца жизни Гончаров писал статьи и очерки.

0 / 5. 0

.