0
(0)

Биография Гёте

Иоганн Вольфганг фон Гете (нем. Johann Wolfgang von Goethe; 28 августа 1749, Франкфурт-на-Майне — 22 марта 1832, Веймар) — немецкий писатель, философ, естествоиспытатель и государственный деятель.
 

Биография

Гете — сын состоятельного имперского советника Иоганна Каспара Гете и Катарины Елизаветы, в девичестве Текстор, дочери высокого должностного Франкфурта.

В автобиографической книге «Поэзия и правда» («DichtungundWahrheit», 1811 — 1814) он так писал о своем рождении: «Двадцать восьмого августа 1749 года, в полдень, с двенадцатым ударом колокола, я появился на свет во Франкфурте-на-Майне . Расположение созвездий было благоприятным … »

Поэт был убежден, что расположение планет влияет на судьбу и во Вселенной каждому отведено особое место, поскольку человек — существенная частица Космоса. Его заполнено самыми занятиями и поисками жизнь была строго подчинена внутренней дисциплине. Он выстраивал свою биографию по тщательно обдуманным и только ему известному плану.

В детстве Гете изучал языки, в том числе и древнееврейский, рисование, занимался верховой ездой и фехтованием. Помимо традиционного комплекса гуманитарных знаний и физических упражнений, в домашнее образование Гете входили и естественные науки — обстоятельство, сыгравшее значительную роль в будущем развитии его научных интересов.

В 1765 г. отец отправил Гете в Лейпцигский университет изучать правоведение, однако юного студента больше тянуло кипучая литературная и театральная жизнь этого значительного торгового и культурного города Германии. Обучение в Лейпциге было прервано серьезной болезнью, поэтому следующие полтора года он провел дома. Весной 1770 Гете переехал в Страсбург, чтобы, по настоянию отца, закончить свою университетское образование. Здесь, в Страсбурге, слушание лекций по анатомии, химии и юриспруденции Гете перемежал с достаточно интенсивной литературно-культурной деятельностью. На этот период пришлось его знакомство, а впоследствии — и дружба с И.Г. Гердером, которое Гете позже назовет «самым значительным событием» в его жизни. В Страсбурге Гете пережил и первую любовь к дочери сельского пастора — 16-летней Фридерика Брион, которой посвятил лучшие лирические стихи этого периода.

6 августа 1771 Гете защитил диссертацию и получил степень лиценциата права. После возвращения домой отец отправил его в Вецлар, недалеко Франкфурта. Здесь, в имперской судебной палате, Гете должен был практиковаться, хотя все его мысли были ориентированы на литературу. В Вецлар Гете влюбился в Шарлотту Буфф, дочь местного чиновника, в то время невесту. Безответная любовь и вызвало появление романа «Страдания юного Вертера», как и целого ряда лирических стихотворений.

Исследователи подсчитали, что Гете написал более 1600 стихотворений, которые рождались как отзывы на непосредственные жизненные впечатления и переживания. Он полностью подпадал под власть нахлынуть ощущение, но одновременно Гете всегда предельно скромен и корректен в передаче лирических переживаний. Например, в стихотворении «Свидание и прощания» («Willkommen und Abschied», 1771), посвященном Ф. Брион, несмотря на взволнованность и переизбыток чувств, лирический герой предстает благородно целомудренным. Встреча влюбленных происходит лишь в мечтах и воспоминаниях. Стихотворение «Прометей» является темпераментным монологом защитника людей — Прометея, который бросает тирану Зевсу вызов, утверждая, что верховный небожитель лишь творение человеческих предрассудков и страхов.

Начало творческого пути Гете связано с литературным движением, представители которого выступали под лозунгом «Буря и натиск!». Себя эти поэты и драматурги называли «Штюрмер» — от немецкого названия «Sturm und Drang».

Свободолюбивые мятежные настроения юного Гете проявились также в его драме «Гец фон Берлихинген» («Gotz von Berlichingen», 1773), материалом для которой стал жизнеописание Готфрида фон Берлихинген, написанный им в 1557 p., Но отпечатанный в 1731 г. Гец (сокращ . от Готфрид) — реальное историческое лицо.
Вслед за Шекспиром Гете игнорирует классицистические три единства — в драме 65 сцен, которые быстро сменяют друг друга, и большое количество персонажей. «Гец фон Берлихинген» написан прозой, герои общаются простым, а отчасти грубоватой народной речью.

Главный герой — рыцарь, который восстал против княжеского произвола. Опираясь на исторические хроники Шекспира, Гете мастерски воссоздает колорит эпохи, изображая пеструю вереницу рыцарей, солдат, крестьян, бюргеров, представителей придворной знати Бамбергского князя-епископа. Меньшее значение имели драмы Гете на современные темы: «Клавиго» («Clavigo», 1774) и «Стелла» («Stella», 1775).

Роман «Страдания юного Вертера» («Die Leiden desjungen Werthers», 1744), написанный в Веймаре, где Гете по настоянию отца стажируется в имперском суде, сделал автора знаменитым не только в Германии, но и во всей просвещенной Европе.

Гете избрал для «Вертера» эпистолярную форму. Письма — это исповедь героя. События романа происходят с мая 1771 по декабрь 1772 Таким образом, время действия и время создания романа очень близки. Эпистолярный роман — излюбленный жанр сентименталистов. Гете в духе сентименталистских представлений прославляет любовь, глубокие искренние чувства, на которые способен человек, независимо от своей сословной принадлежности.

Гете одним из первых возвестил миру этим романом, что достоинство человека не в его предках, не в ее сословной принадлежности, а в ней самой — в ее личности, в ее качествах, интеллекте и поступках.

В конце жизни в «Поэзии и правде» Гете рассказал о том, что он написал «Страдания юного Вертера», чтобы освободиться от навязчивой мысли о самоубийстве. Однако поступок Вертера оказался столь заразительным, что после издания переводов романа во Франции (1774), Англии (1776), Голландии (1781), Италии (1781), Швеции (1783) и России (1788) по Европе прокатилась волна самоубийств юношей, которые готовы были ценой жизни доказать истинность своей страсти. Роман «Страдания юного Вертера» остался в мировой литературе непревзойденным произведением о трагическом неразделенной любви.
В 1775 г. Гете принял предложение Саксен-Веймарского герцога Карла-Августа и переехал в Веймар, где взял на себя ряд государственных обязанностей, стал первым министром герцога, получил титул тайного советника. Исследователь творчества Г — Н.Н.Вильмонт так объяснял мотивы этого поступка: «Уезжая в Веймар, Гете надеялся радикально улучшить общественные отношения хотя бы на небольшом клочке немецкой земли, в владениях Карл-Августа, с тем чтобы этот клочок земли был образцом для всей страны и проведенные на нем реформы стали бы прологом общенационального переустройства немецкого жизни ».

Гете вскоре убедился, что это были напрасные надежды, поскольку герцог, разумеется, забыл о своих добрых намерениях. Гете постепенно сузил круг своих обязанностей, оставив лишь попечительства театром и учебными заведениями, а 3 сентября 1786 вообще убежал из постылого веймарского придворного мира. Два года он провел в Италии, где изучал античное и ренессансное искусство, сам пробовал свои силы в живописи, но затем вернулся в Веймар и оставлял его только ради кратковременных поездок в Карлсбад, Мариенбад и в другие места для улучшения здоровья. Всю жизнь Гете теперь проходило в Веймаре, где к нему пришло мировое признание, раскрылся его универсальный талант поэта и прозаика, драматурга и литературного критика, театрального постановщика, актера, художника, археолога и естествоиспытателя.
Гете обычно длительное время работал над большинством своих произведений. Например, замысел драмы «Эгмонт» («Egmont») приходится на 70-е pp. XVIII в., Когда он закончил ее черновой вариант. Однако окончательно завершил драму в Италии в 1787 p., А в следующем — опубликовал. В трагедии отразилось юношеское увлечение В. Шекспиром. Немецкий драматург, как Шекспир, обратился к исторической эпохи, крайне напряженной, когда в тугой узел противоречий сплелись политические и религиозные конфликты. Пытаясь воссоздать события максимально правдиво, Гете выбрал прозаическую форму, в то время было новшеством, поскольку драмы писали стихами.

Место действия «Эгмонта» — нидерландские провинции (современные Бельгия и Голландия), которые в середине XVI в. непосредственно принадлежали испанской короне. Филипп II назначил обладательницей Нидерландов свою сводную сестру, внебрачную дочь короля Карла V Маргариту Пармскую. Исполнителями ее воли, а по сути, фактическими правителями Нидерландских провинций Вильгельм Оранский и граф Эгмонт, который стал центральным персонажем драмы. Все действие сосредоточено вокруг Эгмонта. Гете достоверно воспроизводит исторический конфликт: нидерландские бюргеры недовольны высокими поборами, которыми обложил их король. Они принимают протестантскую веру, и это также усиливает их антагонизм с католической Испанией. В городах зреет недовольство, способное вызвать революционный взрыв,

По мнению Гете, народ сам выбирает своих вождей. Любимец простонародья, Эгмонт даже наперекор своей воле призван возглавить борьбу страны за свою независимость. В трагедии «Эгмонт» судьба героя предопределена приверженностью к нему народа, который сам сделал его своим вождем. Любовь соотечественников к Эгмонта мотивируется не столько политическими мотивами, сколько тем, что он правильно понял стремление народа в эпоху исторических катаклизмов.

Драматург пошел на нарушение исторической истины, создавая образ главного героя. Эгмонт у Гете значительно моложе, чем был в действительности.
Он почти юноша, нежно любит девушку из народа Клерхен. Гете отчасти идеализирует Эгмонта. Герой трагедии увенчан почестями, он счастлив, талантливый, мудрый и отважный. Кажется, ничто не предусматривает бедствия. Но по приказу короля герцог Альба, ворвавшись со своей армией в Нидерланды, жестоко расправляется с свободолюбивыми мещанами. Эгмонт, как их любимец, арестован первым, ему грозит смертная казнь.

В заключении ярко проявляется героический характер Эгмонта. Теперь и только теперь его надежды обращении к народу, который мог бы освободить его. Он верит, что восставший народ прогонит испанцев. Преданная ему Клерхен пытается поднять горожан на борьбу. Но Эгмонт обречен, он пропустил возможность стать настоящим другом и вождем народа. Теперь ему остается одно: своим примером, своей мужественной, достойной гибелью призвать народ к борьбе за свободу.

В трагедии Гете показано начало буржуазной революции в Нидерландах, в результате которой страна была освобождена из-под испанского гнета, а через два десятилетия там установилась независимая республика. Но трагедия Гете была обращена к его соотечественников, не готовых к антифеодальной борьбы. Это для них звучал монолог Эгмонта, что в тогдашней Германии нашел отклик в литературе, искусстве, музыке Бетховена, но не мог быть реализован практически.

В творчестве Гете после возвращения из Италии отразились новые эстетические взгляды, которые исследователи называют «веймарским классицизмом». Поэт теперь отдавал предпочтение классическим формам античного искусства, стал более сдержанным в выражении своих идей. Его позиция отличается большей уравновешенностью. В период острых социальных схваток он весьма осторожно проявляет свои симпатии и антипатии. Это просматривается особенно ощутимо в эпической поэме «Герман и Доротея» («Hermann und Dorothea», 1798).

Гете в этом произведении попытался исключительную и достаточно удачную — создать идеальные образцы своих современников. Главные персонажи поэмы покоряют читателя чувством собственного достоинства, доброжелательностью, красотой и трудолюбием. Жизнь Германа и Доротеи удивительно гармоничное, потому что при любой тяжелой ситуации они идут по велению своих добрых сердец.
Какие бы творческие замыслы не влекли Гете, он всегда неизменно возвращался к поэзии. Формы и жанры его лирических произведений менялись, как менялись с годами и десятилетиями и взгляды гениального человека, который жил напряженной духовной жизнью. Иными становились его взгляды на человека, на взаимоотношения наций и классов. Гете склонялся к мысли, что единственной силой, способной смягчить нравы, есть искусство, только красота делает благородным каждого человека в частности и весь мира целом.

Он не отрицал свои юношеские Тираноборческие идеалы, но переосмыслил их в зрелой своей поэзии, внеся успокаивающее поправку. Поворотный этап в развитии поэзии Гете зримо просматривается в стихотворении «Ильменау» («Ilmenau», 1783). Элегия «Ильменау» выражает идеал, Гете годами будет утверждать своим творчеством: каждый человек, это князь, поэт, актер, рудокоп или крестьянин, обязан выполнять свой долг, следовать своему призванию и тем самым служить людям , улучшать жизнь и украшать землю. Понятие долга становится центральным в системе нравственных ориентиров Гете.

В первое веймарская десятилетия Гете написал свой второй роман «Театральное призвание Вильгельма Мейстера» («Wilhelm Meisters theatralische Sendung», 1777-1785; вид. 1911). Однако роман не был издан, а позже текст был переработан для нового романа с тем же героем — «Годы учения Вильгельма Мейстера» («Wilhelm Meisters Lehrjahre», 1793-1796; вид. 1795-1796).

С самого начала в рассказ о том, как образованный немецкий бюргер порывает со своей средой, впоследствии став выдающимся драматургом, Гете-прозаик включил несколько замечательных стихотворений. Они являются поэтическими монологами героев, это их заветные мечты, стремления, переживания.

Миньона — девушка, почти ребенок, диковатая и резвая, бесконечно преданная Вильгельму Мейстера, — поет песню о живописной солнечной красоте Италии, где она родилась. В этой поэзии Италия становится символом всего прекрасного и необычного. Основной лейтмотив двух других песен Миньоны — тайное страдание, в котором она никогда не признается, которое угадает лишь тот, кому знаком такой же боль души. В четвертой песне Миньоны, как в песне беззаботной, но чуткой и самоотверженной актрисы Филины, печаль и радость сливаются. Герои наслаждаются жизнью. Но среди веселья и счастья они не могут забыть, что блаженство не вечно, что человеку суждено пережить лишь счастливую мгновенность бытия.
Загадочный в романе о Вильгельма Мейстера образ арфиста. Бедный незнакомый Заблуда, которого приняли в труппу комедианты, исполняет песни, в которых трагизм бытия достигает апогея. Гуманизм этого стихотворения, как и всего цикла в целом, выраженный в настоятельно повторяющейся мысли: страдание объединяет людей, коллективно пережитый трагический опыт делает человечество сильнее и мужественнее. «Через страдания к радости» — эта мысль И. К. Ф. Шиллера, несомненно, была близка и Гете.

Два больших немецкие поэты — Шиллер и Гете — в 1797 г. дружески состязались в написании баллад. Гете был инициатором возрождения этого жанра.

Баллады Гете «Лесной король» («Erlkonig»), «Коринфская невеста» («Die Braut von Korinth») и др.. написанные в традициях страшной сумрачной баллады. их первоисточниками стали античные мифы и средневековые легенды. В балладах Гете обязательно присутствует загадочное. Гете передает ощущения ночных ужасов. Таинственное, потустороннее губительно вторгается в жизнь.

Таланту Гете была присуща универсальность. Воспроизведение в слове различные исторические эпохи, выразить сильные чувства, отчасти антагонистические, разгадать тайны человеческих поступков, проникнуть в недра природы — все это свойственно Гете.

Идея взаимосвязанности различных культур и эпох вдохновляла Гете, когда он работал над поэтическим циклом «Западно-восточный диван» («West-bstlicher Divan», 1819). Диваном в восточных странах называли сборники стихов, расположенных в определенном порядке. Падение Наполеона, захват очаровательной и поэтически одаренной Марианной фон Виллемер, открытие лирики Гафиза, который жил в Ширазе в XIV в., — Все это, поэтически переосмыслено, составило содержание «Западно-восточного дивана». Через все стихотворения «Дивана» проходит мысль о нетленности поэтического слова, сказанного Гафиза и другими выдающимися восточными поэтами. Они прославляли любви и жизни и поэтому заслуживают бессмертия. В стихах Гете прозвучала важная мысль о единстве человеческой цивилизации, о связи различных времен и стран, о взаимообогащения культур.
На протяжении всего творческого пути Гете работал над трагедией «Фауст» («Faust»). В 1773 — 1775 pp. он создал первый набросок «Фауста», где содержались основные сюжетные моменты. Этот, т. н. «Пра-Фауст» в рукописях Гете не сохранился, но был обнаружен в 1887 г. в записи одной из поклонниц выдающегося поэта. В 1790 г. был опубликован «Фауст. Фрагмент », своеобразный сокращенный вариант« Пра-Фаусте ». Его очень высоко оценил Й.К.Ф. Шиллер, с которым у Гете сложились тесные дружеские отношения. Шиллер побудил автора к продолжению «Фауста». Особенно интенсивно работа велась с 1797 по 1801 годы. Были написаны «Посвящение», оба «Пролог», сцены «Кабинет Фауста» и «Вальпургиева ночь». Первая часть была завершена в 1806 p., А напечатана — в 1808 г.

Замысел второй части созрел в 1797-1801 pp., А к ее написанию Гете обратился лишь через четверть века по настоятельным просьбам его секретаря И. П. Эккерман. Гете завершил работу над «Фаустом» в 1831 г. Полностью трагедия была издана в 1832 г. в первом томе его «посмертного издания сочинений».

Гете воспользовался сюжетом немецкой народной книги о докторе Фаусте. Врач и алхимик Иоганн (у Гете — Генрих) Фауст действительно жил в первой половине XVI в. Легенда рассказывает о нем как о талантливом мага и волшебника, которому подвластны потусторонние силы, за что его ждала в аду возмездие. По легенде, его задушил дьявол, что случилось около 1540 г. В 1587 во Франкфурте-на-Майне печатник Иоганн Шпис издал книгу, на титульном листе которой было написано: «История о докторе Иоганна Фауста, знаменитого колдуна и чернокнижника. О том, как в назначенное реченець продался дьяволу, какие удивительные приключения он за это время увидел, сам начинал и испытывал, пока не постигла его, наконец, заслуженная кара. Составлено на основе его собственных, им оставленных произведений. Собрано и приготовлено к печати для добросердечного наставление всем високомислимим, самоуверенным и безбожным людям. Пусть будет для них это страшным примером, отвлекая наставлениям … ». Народная книга была переиздана в 1589 г., а в 1593 г. рассказ дополнена жизнеописанием Вагнера — ученика Фауста. Вагнер выступает непутевым бездельников, который овладел тайнами магии, а после смерти Фауста унаследовал его богатства.

Немецкий народную книгу переводили и издавали в Англии, Голландии и Франции. Английский драматург К. Марло (1564-1593) использовал сюжет для своей трагедии «Трагическая история доктора Фауста». К сюжету о Фаусте обращались незадолго до Гете — Ф.М. Клингер и Г.Е. Лессинг.
Постепенно легенда о докторе Фаусте стала настолько популярной, что ее разыгрывали в спектаклях кукольники. Одну из таких представлений Гете увидел в детстве. Так состоялось знакомство поэта с Фаустом и Мефистофелем.

Гете существенно изменил и дополнил сюжет новыми персонажами и событиями. Создавая образ Фа-уста, Гете на примере его судьбы в первой части показал осуществление всех возможных желаний человека, а во второй части — безграничные возможности человечества. Однако, с точки зрения Гете, максималистское осуществления независимой воли вызывает трагедию. В первой части — погоня героя за наслаждением оборачивается гибелью героини, Во второй части в трагедии перерастает стремление героя усовершенствовать природу, внести свои прагматические коррективы в мироздании. По авторскому определению, «Фауст» создан в жанре трагедии. Однако в целом произведение не рассчитан на сценическое воплощение. В «Фаусте» сочетаются эпос, лирика, драма. По многим жанровым признакам близок к поэме.

«Фауст» открывается «Посвящение», написанной октавами. Четыре восьмирядкови строфы отражают момент возвращения автора к заветному замыслу. Прошло четверть века с тех пор, как началась работа над трагедией, первых слушателей не стало, и это придает «Посвящении» элегического настроения.

В «Прологе в театре» отражены наблюдения Гете, когда он в течение многих лет руководил Веймарским театром. Директор театра, Поэт и Комедийный актер, каждый на свой лад рассуждают об искусстве. Директор мечтает, чтобы публика толпой валила в театр. Поэт презирает толпу, он направлен в надзвездные даль, а Комедийный актер ради аплодисментов готов смешить зрителя. Каждый из них прав по-своему, диспут длится недолго. В репликах Директора театра угадывается, что «Фауст» сценически воплощен.

В «Прологе на небе» возникает завязка трагедии. В паре, на которое пошли Мефистофель с самим Господом, речь идет о человеке, о его достоинстве, муки и радости, об удовольствии и разочарование. Объект споров — человек, и этот человек — Фауст. Доктор Фауст предстает перед читателем в мрачном готическом кабинете. Прожита долгая жизнь, усвоено много замечательных знаний, но истина оказалась недоступной. Фауст разочарован. Он на грани самоубийства, и только пасхальный песнопение удержал его от греховного поступка.
В «Фаусте» Гете с самого начала подчеркивает важнейшие свойства человеческой натуры: недовольство достигнутым и стремление к идеалу. Ради того, чтобы прожить жизнь заново, он заставляет душу дьяволу. Зато Мефистофель дарит Фаусту молодость, и начинаете их совместное восхождение у обычная жизнь. «Фауст» — это не только философская трагедия, оперирующего отстраненным понятием, а изображение конкретного реальной жизни Германии. Важное место в контексте занимают народные сцены, проникнуты лирикой и гуманизмом: «У городских ворот», «Погреб Ауэрбаха», сцены с Мартой.

Из недр народной жизни вырастает и образ Маргариты. Фауст впервые встречает Гретхен, когда она выходит из церкви. Она благочестивая и скромная, у нее есть чувство чести, она долго не поддается на дьявольские уловки Мефистофеля, но силы неравны. Фауст дарит ей драгоценный убор, а соседка Марта, по наущению Мефистофеля, действует как опытный сводня.

Трагедия Маргариты состоит из подсознательного совершенного преступления и убежденно взятой на себя за собственную вину наказания. Несмотря на мольбы Фауста, она отказывается покинуть тюрьму. Величие Маргариты в том, с каким достоинством она принимает строгую кару.

Фауст, который хотел сделать Маргариту счастливой, привело к ее гибели. Виноват ли он? Он должен, если рассматривать его как обычного человека. Но он — символ человечества, герой и героиня принадлежат к разным мирам. Счастье с Маргаритой для Фауста было бы преждевременным и невозможным, как остановка на пути к бесконечности.
Во второй части путешествия Фауста продолжаются, но теперь он путешествует не только в пространстве, но и во времени, своевольно блуждая эпохами. Во второй части трагедии, чередуясь, сменяются два исторических периода: Средневековье и античность. Г. создает большое количество образов-символов, черпая их из легенд и мифов, а также с собственной безграничной фантазии.

При дворе германского императора Фауст выступает в роли ближайшего советника, на чем, вероятно, сказались жизненный опыт самого Гете и его просветительские иллюзии. Империя опустошена, в стране царит хаос и разруха. Мефистсфель подсказывает, что следует начать с выпуска бумажных денег под залог земных богатств, а это окончательно приводит страну к краху. Сила таланта Гете не в конкретике отображения момента, а в обобщающей символике.

Символическое и любовь Фауста к Елене Прекрасной. Спасет человечество красота? В восторге Фауста Еленой Гете воссоздал извечное стремление человека к идеалу. Но счастье Фауста короткое, зоно исчезает, как исчезает миф, когда у него вмешивается историческая правда. В эпизоде с Еленой отразился и определенный этап духовного развития Гете, связанный с увлечением античностью в период «веймарского классицизма». В образе Эвфорион — сына Фауста и Елены — Гете воплотил Байрона и его гибель в Греции.

Возвращаясь в Средневековье, он видит, то Европа охвачена новыми битвами. Но Фауст не воин, он — творец. У него возникает план отвоевать часть суши у моря. Глобальная цель в глазах оправдывает гибель тех, кто препятствует ему. Цена утопии — жизнь двух старых, Филомена и Бавкиды, чья избушка мешает строительным работам. их смерть на совести Фауста. Но и самого Фауста ждет печальный финал. Он слеп и не видит того, что оказался в плену Заботы, но примирюеться, не останавливается даже в последнюю смертный час. Душа Фауста спасена, потому что жизнь его прошла в стремлении к бесконечному.

0 / 5. 0

.