0
(0)

Катаев Валентин Петрович (16.01.1897, Одесса — 12.04.1986, Москва), прозаик, драматург, поэт. Родился в семье учителя. В 1915 г. пошел добровольцем на фронт, во время революции сражался в Красной Армии. После Демобилизации был пропагандистом в агентстве РОСТА (в Одессе) и ЮгРОСТА (в Харькове). В 1922 г. Катаев переехал в Москву и начал сотрудничать в сатирических газетах журналах, в частности, «Гудок» и «Смехач». Не входил ни одну литературную группу, как беспартийный писатель считался т. н. попутчиком. Писать начал еще гимназистом,1910 г. публиковал в одесских журналах свои стихи, а 1912 г. рассказы. Его писательское мастерство формировалось под влиянием достижений реалистов и модернистов. Литературное наследие Катаева 20-х гг. очень разнородно в жанровом и тематическом отношении. Сюда входят произведения, для которых характерно стремление автора дать объективный анализ небольшого отрезка действительности, как например, в рассказах «Золотое перо» (1920), «Отец» (1925) «Родион Жуков» (1925); другое важное направление творчества К. того периода — юмористические и сатирически  произведения, включающие в себя десятки прозаических
стихотворных фельетонов, многочисленные рассказы («Ножи», 1926; «Вещи», 1928), повесть «Растратчики» (1926 комедия «Квадратура круга» (1928), в которых он критиковал капитализм, пережитки дореволюционного мира, человеческие пороки, недостатки в работе советских учреждений. Характерная для русской литературы того период романтика проявилась у К. в сказочно-фантастических рассказах и Фантастическо- приключенческих романах «Остров Эрендорф» (1924) и -Поведигель железа» (1925), а также рассказах о необыкновенном «Железное кольцо» (1924), «Сэр Генри и черт» (1924). В 1932 г. К. выпустил производственный роман «Время, вперед!», посвященный строителям Магнитогорска. Он использовал в этом романе технику монтажа в одном произведении разнородных манер повествования и перенес на прозу художественные решения, выработанные поэзией футуризма. С середины 30-х до середины 60-х гг. К. писал произведения, в которых мир был представлен однозначно иерархичным и упрощенным. Широкую популярность ему принес роман для детей старшего возраста «Белеет парус одинокий» (1936), который начинает тетралогию «Волны Черного моря», посвященную революционно- патриотической теме и построенную в значительной мере на автобиографическом материале. В эту тетралогию вошли также «Хуторок В степи» (1956), «За власть Советов» (1948, впоследствии названный «Катакомбы», 1961), «Зимний ветер» (1961). Во время Великой Отечественной войны К. был военным корреспондентом. Написал ряд рассказов о войне, в т. ч. «Третий танк» (1942),
«Отче наш» (1946) и популярную повесть для детей старшего возраста «Сын полка» (1945). 1964 отмчечен в творческой биографии Катаева переходом к новой манере, «мовизму», этот термин означает осознанно провокационную по отношению к общепринятым образцам советской литературы манеру письма. В автобиографической прозе этого периода Катаев стремился к соединению достижений реализма с достижениями мирового авангардного искусства, использовал в прозе приемы создания поэтической и изобразительной образности, ассоциативные переходы, публицистические вставки, коллажи. Он размышлял об интеллектуальном и психическом состоянии современного человека, о возможностях познания и самовыражения в искусстве. В произведениях «Разбитая жизнь, или Волшебный рог Обероная (1972), «Кладбище в Скулянах- (1975) и «Юношеский роман моего старого друга Саши Пчелкина, рассказанный им самим» (1982) Катаев исследует связь современности с прошлым и механизм функционирования памяти. Особую группу в творчестве Катаева составляют произведения, посвященные исследованию подсознания и его связей с исторической действительностью, в стилизованной форме механически записанных автором сновидений: «Святой колодец» (1967), «Уж написан Вертер (1980), «Спящий» (1985). Повести «Трава забвения» (1967) и «Алмазный мой венец» (1978) Катаев посвятил воспоминаниям о выдающихся русских писателях хх в.

0 / 5. 0

.