0
(0)

Биография Леонида Леонова

Леонид Максимович ЛЕОНОВ (19/31 мая 1899, Москва)
Л. М. Леонов родился в семье выходца из калужских крестьян поэта-самоучки и журналиста М. Л. Леонова. С серебряной медалью закончил Третью Московскую гимназию. Литературный де-
бют — стихи и рецензии в архангельской газете «Северное утро» (1915), которую редактировал его отец, сосланный за издание брошюр революционного содержания. В годы гражданской войны печатался в той же газете, затем служил в красноармейской печати. Первое заметное произведение — рассказ «Бурыга» в альманахе «Шиповник» (1922). Следующие годы были чрезвычайно интенсивны в творческом отношении: романы «Барсуки» (1924), «Вор» (1927), «Соть» (1929); повести «Записи Ковякнна», «Конец мелкого человека», «Петушихинский пролом» и др., а также пьесы «Унтиловск», «Усмирение Бададошкина» и др.,- словом, к началу 30-х гг. у Леонова уже выходит «Собрание сочинений» в 5-ти тт.  Темп литературной работы оставался высоким и в 30-е годы: романы «Скутаревский» (1932), «Дорога на океан» (1935); пьесы «Половчанские сады» (1937), «Волк» (1938), «Метель» (1939). Последняя пьеса вызвала недовольство отступлением от канонов «шпионских» пьес и принесла некоторые неприятности писателю. В военные годы Леонов создает лучшую свою пьесу «Нашествие» (одну из лучших русских пьес ХХ в.), еще ряд сочинений в прозе и драматургии, много выступает как публ~цист. И наконец, в послевоенные времена работает над пьесои «Золотая карета» (1946) и над романом «Русский лес» (1953), который, в сущности, завершает его творческий путь. Четыре десятилетия после «Рус-
ского леса» Леонов, несмотря на ряд публикаций (<<Evgenia Ivanovna», «Бегство Мистера Мак-Кинли», фрагменты из его бесконечно долго пишущегося романа), почти неизвестен читателю. Литературная судьба Леонова, несомненно, носит в себе дyховную драму. Один из талантливейших художников 20-х гг. обещавший при своем появлении очень многое, пожалуй, далее не во всем себя осуществил. Лучшее, наиболее свободно написанное Леоновым,- его проза и пьесы 20-х гг. На переломе 20-х и 30-х годов писательская активность привела его к духовным компромиссам, которые ощутимы уже в романе «Соть». Идеологические шаблоны 30-х гг., когда сталинизм наступал «по всему фронту», оказали заметное влияние на его книги. В романах и пьесах этих лет всерьез изображены «вредители», «шпионы», «ди-
версанты», которые так и кишат в цветущих садах советской жизни (особенно в романе <Скутаревский», В пьесах <Половчяиские сады» и «Волк»). Некоторое освобождение от пропагандистских химер наступило в пьесе «Метель». Искуплением стала пьеса «Нашествие», где многие иллюзии были побеждены и отброшены. Этот процесс продолжался и в романе «Русский лес», хотя и там романист не удержался от «идеологического» детектива связав философию Грацианского с жандармскими внушениями. В современной литературной жизни Леонов остается во многом одинокой и неразгаданной фигурой, его влияние и авторитет явно не на уровне природных дарований художника и того опыта, в том числе и отрицательного, которым богата его литературная биография.

0 / 5. 0

.