0
(0)

Паустовекий Константин Георгиевич (19(31).05.1892, Москва — 14.07.1968, Москва), прозаик, драматург и публицист. В 1911 г. окончил Первую классическую гимназию в Киеве, два года учился на естественно-историческом факультете Киевского университета, затем перешел на юридичecкий факультет Московского университета, но не окончил его из-за начала 1 мировой войны в 1914 г. С 1913 по
1929 п. сменил много профессий и много ездил по России, работал вагоновожатым и кондуктором трамвая в Москве, санитаром в санитарном поезде, учителем, рыбаком на Азовском море. С 1929 г. занимается литературным трудом. Первый рассказ «На воде» (1912) опубликовал под псевдонимом К. Балагин. В 20-е гг. много печатался в периодике Одессы, Батуми, Тифлиса, Москвы. Для первых рассказов характерно романтическое видение мира, изображение мира в необыкновенном, зачастую экзотическом свете — сб. «Морские наброски» (1925), «Минетозах (1927) и роман «Блистающие облака»    (1929). В 1916-1923 гг. был написан роман «Романтики» (изд. 1935). Ко второму периоду творчества П., наиболее известному в бывшем СССР, относятся своеобразные «географические» романы о преображении природы и людей. В 1932 г. Паустовский объездил побережья Каспийского моря и написал роман «Кара-Бугаэ». Поездка в Карелию и Петрозаводск дала материал для романа «Судьба Шарля Лонсевиляя (1933), после поездки в Поти появился роман «Колхида. (1934), а после плавания по Черному морю — роман «Черное море» (1936). Своего рода вариантом «географических» романов стали рассказы и повести, открывшие скромную красоту Мещерского края, центральной России, красоту обыкновенных людей и художников, связанных с этим краем. Во время Великой Отечественной войны  Паустовский  был военным корреспондентом на Южном фронте. Литературным воплощением наблюдений военного времени помимо написанных и тогда же опубликованных рассказов (сб. «Наши дни», 1942; «Ленинградская ночь», 1943) стал роман «Дым отечества», изданный только в 1964 г. Важное место в творчестве Паустовского заняла работа над шеститомным автобиографическим романом «Повесть о жизни» (1946-1963), где отразилась жизнь России первых десятилетий хх в., красочно описанная автором, хорошо знавшим жизнь столицы и провинции, России и других республик, внимательно наблюдавшим за изменениями, происходившими в психологии и поведении писателей, художников, театральных деятелей. Автобиографическую эпопею составили: часть первая — «Далекие годы» (1946), вторая — «Беспокойная юность» (1955), третья — «Начало неведомого века» (1958), четвертая — «Время больших ожиданий» (1960), пятая — «Бросок на юг» (1961) и шестая — «Книга скитаний» (1963). Паустовского все время привлекали люди искусства и литературы.  Кроме написанных до войны биографических книг о И. Левитане (1938), О. Кипренском (1938), Т. Шевченко (1939) из-под его пера вышли рассказы о жизни М. Лермонтова — «Разливы рек» (1954), Ч. Диккенса — «Случай С Диккенсом» (1954), э. Грига — «Корзина с еловыми шишками» (1954), собранные в книге «Бег временю> (1954). М. Лермонтову он посвятил пьесу «Поручик Лермонтов» (1941), а А. Пушкину драму «Наш современник» (1949). Людям искусства посвещены биографические очерки Паустовского, вошедшие в сб. «Наедине с осенью»  (1967).  Проблемам искусства, литературы, психологии творчества п. посвятил книгу «Золотая роза» (1955), в которой языком лирической прозы описал изнутри мастерскую  писателя-прозаика и приоткрыл тайны алхимии слова. Много внимания в своих произведениях п. посвятил Польше, с которой был связан как происхождением (его бабушка была полькой), так и чувствами. Это многие страницы «Повести О жизни», эссе «Третье свидание» (1963) и многочисленные упоминания в очерках о литературе. Велики заслуги п. в деле реабилитации репрессированных пи-сателей (И. Бабель, Ю. Олеша, М. Булгаков, Н. Заболоцкий) и незаслуженно забытых, как А. Грин, с которым Паустовского связывали общность стиля и романтическое видение мира, Р. Фраерман, С. Гехт и др. п. выступал также в защиту
гонимых писателей: А. Синявского, Ю. Даниэля, В. Дудинцева, принимал активное участие в подготовке и издании книг, в которых публиковались новаторские произведения критически относящихся к догмам официальной литературы писателей: альманахи «Литературная Москва» (1956) и «Тарусские страницы» (1961). Своей лирической прозой, семинаром по прозе, который он вел в Литературном институте в 50-е гг., статьями о природе искусства и прозаическом мастерстве п. оказал влияние на творчество Ю. Бондарева, Ю. Нагибина, Ю. Казакова, В. Солоухина.

0 / 5. 0

.