5
(1)

Пришвин Михаил Михайлович (23.01(4.02).1873, именне Хрущево Орловской губ. — 16.01.1954, Москва), прозаик. Родился в купеческой семье. В 1900-1902 гг. изучал агрономию в Лейпциге. После возвращения в Россию работал агрономом. Во время 1 мировой войны был военным корреспондентом. После революции 1917 г. некоторое время занимался педагогической деятельностью. В 1906 г. опуб-
ликовал первый рассказ «Сашок». За первую книгу «В краю непуганных птиц» (1907), сб. беллетристических очерков о путешествиях по русскому Северу, Пришвин был избран действительным членом Русского географического общества. В 20-е П. входил в литературную группу «Перевал». Большую часть жизни П. провел в общении с природой, изучая ее во время своих многочисленных поездок по стране.  Главная тема его творчества — человек и природа, стремление познать смысл существования и человеческую природу путем внимательного наблюдения природного мира. Автор пытался определить условия и возможности всестороннего развития человеческой личности как существа, детерминированного биологическими и социальными факторами. Этим проблемам он посвятил свои ранние произведения: «За волшебным колобком» (1908), «Черный араб» (1910) и др. Пришвин полагал, что цивилизация разрушает мировую гармонию, а социальные отношения ограничивают свободу человека. В повести о религиозном сектантстве «У стенграда невидимого» (1909) он вступил в полемику с мистицизмом Д. Мережковского и З. Гиппиус. В рассказах «Крутоярский зверь» (1911),  «Птичье кладбище»  (1911) и «Бабья лужа» (1914), написанных по мотивам фольклора, ощутимо влияние декадентов. В эти же годы Пришвин опубликовал цикл репортажей о бурных событиях в русской деревне: «Заворошка»  (1913) и «По градам и весям» (1914). Первый период творчества Пришвина завершается автобиографическим романом «Кащеева цепь» (1923-1928), в котором он показал процесс формирования личности героя в условиях столкновения с реальной действительностью; работу над романом он продолжал до конца жизни. В середине 20-х гт. гг. вступил в пору своей творческой зрелости. В ответ на достаточно агрессивную критику и несправедливые нападки со стороны приверженцев вульгарного социологизма Пришвин опубликовал книги «Охота на счастье» (1926), «Журавлиная родина» (1929) и «Мой очерк»  (1933), в которых разъяснил особенности своего творческого метода, значительность разрабатываемой им проблематики и защищал свое право на собственную художественную манеру. В то же самое время происходит эволюция его литературных взглядов. Все чаще Пришвин говорил о возможности примирения сознательных деяний человека с биологическими законами природы, грядущих вместе с цивилизацией перемен с сохранением красоты и гармонии мира, индивидуальной свободы с общественными интересами. Эти мысли содержатся в многочисленных очерках, повестях и рассказах Пришвина 20-30-х гг.: «Охотничьи были» (1926), «Жень-шень» (1933), «Календарь природы» (1935), «Северный лес» (1935) и др. Довоенный период творчества завершает цикл лирических миниатюр «Лесная капель» (1940) и поэма в прозе о любви и творчестве «Фацелия» (1940). В годы войны П. написал сказку для детей «Кладовая солнца» (1945) и «Повесть нашего времени» (1944) — о любви, ненависти и прощении. Посмертно были изданы его повесть «Корабельная чаща» (1954) и роман «Осударева дорога» (1957), в которых Пришвин размышляет о свободе личности и ее месте в обществе, а также фрагменты дневников писателя за 1945-1950-e гг. «Глаза земли. Из дневников. 1946-1950 гг.» (1957) — сб. лирических и философских миниатюр.

5 / 5. 1

.