0
(0)

Биография Распе

Немецкий ученый, литератор Распе изучал в Геттингене и Лейпциге естественные дисциплины и философию. В 1767 году стал профессором в Каролинум и смотрителем монетного кабинета, а также библиотекарем в Касселе. Ему принадлежат некоторые труды по литературе, минералогии, геологии, а также рецензии. Благодаря этому он получил доступ в Геттингенский и Лондонского научного обществ. В 1773 году он совершил путешествие Вестфалия в поисках старинных рукописей. А через два года в подобной же путешествия он скупал древности и монеты для ландграфських коллекций. Существует мнение, что Распе растратил часть монет. За это был выдан ордер на его арест. Но Эрих Распе удалось бежать и добраться Лондона. В 60-е годы XVIII столетия Распе одним из первых обратился к давнего прошлого, создал рыцарский роман «Срок и Гунильд», пробудив интерес к Библии как памятники мировой литературы. В 1785р. Распе напечатал первого «книжного» Мюнхаузена. Мюнхаузен — не выдумка. Такой человек действительно жил. Его звали Карл Фридрих Иероним барон фон Мюнхгаузен-ауф-Боденвердер. Родился он в 1720 году близ Ганновера и умер в 1797 году. Принадлежал к богатому благородного дворянского рода Германии, который дал стране немало известных государственных деятелей. Некоторые ученые считают, что Мюнхаузен в молодости был лихим офицером, некоторое время был на службе в России в годы царствования Анны Иоанновны. По слухам, служил в Гродненском полку, бывал в имениях своих сослуживцев. Участвовал в двух походах против турок, в освобождении Очакова. Вернувшись домой после странствий, Мюнхаузен поселился в своем имении, увлекался охотой, принимал у себя гостей, любил рассказывать им о своих приключениях в России и других местах. Как человек жизнерадостный, к тому же охотник, в окружении таких же охотников, да еще и с бокалом вина в руке, барон чрезвычайно увлекался, стремительно фантазировал. Неправдоподобность его рассказов забавляла слушателей. Некоторые истории посредством друзей распространялись окружающими имениями добропорядочных немцев, обрастая новыми подробностями. Возможно, уже тогда барон слыл незаурядного лжеца. Но вряд ли это беспокоило его. Говорят, что он жил легко и беззаботно. В 1781 году вышел юмористический «Проводник для веселых людей». В настоящее время Распе оказался в Лондоне. Возможно, он прочитал этот «Проводник», может, сам гостил в доме Мюнхаузена, но в 1786 году Рудольф Эрих Распе выпустил в Англии небольшую книгу под названием «Сказание барона Мюнхаузена о его замечательные путешествия». При этом автор отдал предпочтение тому, чтобы остаться анонимом, а неудачника барона представил почтенной публике под настоящим именем. Заслуга писателя заключалась в обработке материала с «Проводника» и превращении его на цельное произведение, объединенный единым рассказчиком, который, кроме того, имел единую структуру. В этой книге на первое место выдвинута идея наказания лжи, а сама книга построена как типичный английский произведение, где все события связаны с морем. Английский вариант приключений Мюнхаузена был ориентирован на жителей Британских островов и имеет ряд эпизодов, интересных и наиболее понятных именно англичанам. Распе создал самостоятельное произведение, опираясь в то же время на фольклор, немецкую традицию, а также на ряд произведений, начиная с античных времен и до своих старших современников, до Свифта с его «Путешествия Гулливера». Вслед за Распе известный немецкий поэт Готфрид Август Бюргер (1747-1794), которому понравилась книга Рудольфа Эриха, переосмыслил, дополнил и издал ее под длинным, по той моде, названием «Удивительные приключения на воде и на суше барона фон Мюнхаузена». Эта книга выдержала несколько изданий в Англии, затем в Германии, переводилась других европейских языках, пересказывалась, переиздавалась и стала, наконец, популярной и всемирно. Именно Бюргер придал этому произведению широты и превратил английский произведение в произведение мировой литературы. Свои приключения барон Мюнхаузен рассказывает в искренней манере, хотя каждая история в конце имеет мораль, барон предлагает проверить его храброй характер или посетить те места, где он отличился, а затем заключает свой подвиг и отмечает, что только он и мог справиться с этой задачей. Сам тон повествования звучит тонким юмором, который хоть и несколько снижает отвагу героя, но полностью не дискредитирует его. Все объяснения Мюнхаузена очень четкие и, по его мнению, достаточно объективны. Разве мы сомневаемся, что единственный способ спасти себя из болота — это вытащить себя за косу, а прятаться от медведей можно только в медвежьей шкуре, и что может вырасти на голове у оленя, если у него попасть вишневыми косточками. Приключения у турецкого султана звучат совсем как сказка, где барон привлекает себе на помощь скорохода силача, того, кто одной ноздрей поднимает бурю, а в мирное время крутит мельницы, потому и говорим, что к произведению было привлечено фольклорные мотивы. В конце произведения Мюнхаузен обращается к своим потомкам и рассказывает, что на одном острове он видел виселицы с повешенными по пяти, на вопросы местных жителей, за что повешены бедняги, Мюнхаузен признается, что эти путешественники обманывали своих слушателей невероятными описаниями тех мест и событий , они будто побывали. Какова же реакция нашего героя? Он осуждает таких лжецов, потому что сам он, как утверждает, всегда придерживался в рассказах только фактов.

0 / 5. 0

.