0
(0)

Биография Шиллера

Жизнь Шиллера приходится на время, когда раздробленная результате тридцатилетней войны на 365 княжеств Германия стонала под тяжестью деспотизма, а обессиленный народ еще не был способным ни на какую политическую активность. Однако именно в этот период в Германии возникает широкий литературный движение, известное под названием «Буря и натиск», — движение, сущностью которого был страстный протест передовой немецкой молодежи против мерзости и застоя в политической жизни страны, против княжеской тирании, феодальной морали и унижение человеческого личности. Это справедливое возмущение, этот гнев нашли лучший проявление именно в произведениях молодого Шиллера, поэта, чей жизненный путь был очень тяжелый и преждевременно свел его в могилу. Фридрих Шиллер — немецкий поэт, драматург, философ и историк. Его отец — Иоганн Каспар Шиллер — военный фельдшер, мать — Доротея, урожденная Кодвейс, дочь трактирщика. С 1768 года будущий поэт начал посещать латинскую школу. Как подданный герцога Вюртембергского, отец вынужден был отдать сына в так называемой Карловой академии, где он без особого интереса сначала изучал юриспруденцию, а затем — медицину. Восемь лет (1773-1780) провел Шиллер в этом питомнике «рабов, где царили шпионаж и слежения за учениками, категорически запрещалось общение с внешним миром, а все воспитанники подчинялись строжайшей палочных дисциплине. Только по ночам Шиллер мог украдкой читать. Он много раз перечитывал произведения Плутарха, оды и поэмы Клопштока, лирические стихи и роман «Страдания юного Вертера» своего старшего современника Гете. Позже он увлекся Шекспиром. Выйдя из академии после ее окончания, Шиллер был назначен полковым врачом, получал за службу жалкие гроши. Над первой драмой «Разбойники» Шиллер начал работать, еще находясь в академии. В 1781 году драма завершена, а 13 января 1782 «Разбойники» были впервые показаны на сцене Мангеймский театра. Спектакль имел колоссальный успех. Затем последовали триумфальные спектакли во многих других городах Германии. Несмотря на то, что постановщики часто на свой вкус или за цензурой произвольно калечили текст пьесы, а действие было перенесено из современности в XVI век, невозможно было уничтожить главного — пафоса драмы, благородство помыслов разбойника Карла Моора, который решил в своем отечестве искоренить одному зло и беззаконие. Шиллер дал своей драме два эпиграфа, определяющих основную мысль пьесы. Первый эпиграф: «На тиранов!» свидетельствовал о том, что содержание ее направлен против тиранства. Второй эпиграф из Гиппократа: «Не исцеляют лекарства, исцеляет железо, чего не исцеляет железо, исцеляет огонь» — указывал на средства борьбы с тиранией. Главный герой драмы Карл Моор — студент, которого, как и автора, захватывают жизнеописания великих мужей Греции, которые составил историк Плутарх. Он мечтает превратить Германию в республику. Карл Моор — первый Шиллеровский герой-идеалист и энтузиаст, который мечтает об освобождении всего человечества. Его родной брат Франц — полная ему противоположность. Циник, который пренебрегает людьми, он оболгал Карла. Франц сажает отца за решетку, посягает на честь невесты брата Амалии. Преданный братом и проклят отцом, Карл Моор становится предводителем отряда разбойников, чтобы осуществлять силой оружия справедливость. Благородные разбойники во главе с Карлом наказывают преступных богачей и защищают бедняков. Однако вскоре насилие опьяняет разбойников, жестокость становится привычкой. Карл Моор постигает, что злодеяниями мир исправить невозможно, поэтому решает отдаться в руки правосудия. Но, поскольку за его голову обещана щедрая награда, Карл хочет, чтобы его выдал какой-нибудь бедняга, который нуждается в деньгах. В финале обнаруживается характерная эволюция Шиллеровский героя: когда нельзя спасти все человечество, следует попытаться помочь хотя бы одному злополучной человеку. Уже в первой драме Шиллер надеется не на силу, а на нравственное исправление общества. Бешеная страстность персонажей, патетичность их языка, местами переходит в грубость, напряженность сюжета сделали «Разбойников» образцовым достоянием «бури и натиска» — ведущего литературного направления Германии 70-80-х годов XVIII века. Герцог Вютемберзький, узнав о спектакле, приказал посадить автора «Разбойников» на гауптвахту и запретил ему писать что-либо, кроме произведений по медицине. Шиллер решил покинуть владения карликового деспота. В ночь на 23 сентября 1782 года, воспользовавшись смятением пышных придворных торжеств в честь русского цесаревича Павла Петровича, который был женат на племяннице герцога Карла Евгения, автор «Разбойников» тайно бежал из Вюртемберга. Пять лет длились бездомные скитания, болезненная нищета и упорная борьба за признание среди немецких читателей и театральной публики. Вслед за «Разбойники» Шиллер создает вторую драму, но уже на историческом материале: «Заговор Фиеско в Генуе» (1782), жанр которой он определил как «республиканская трагедия». Действие драмы происходит в Италии в 1547 году. В историю мировой драматургии пьеса «Коварство и любовь» (1783) вошла как первая «мещанская трагедия». К Шиллеру в трагедиях действовали исключительно монархи и аристократы, третье сословие разрешалось изображать только в комедиях. В драме «Коварство и любовь» Шиллер доказал, что трагические коллизии возможны, а порой неизбежны в жизни простого скромного человека — «мещанина», по понятиям того времени. Одновременно с драматургией Шиллер посвящает себя поэзии. В его стихах мысль всегда преобладает над чувством, размышляя над различными явлениями жизни, он черпает аргументы в античной мифологии или ренессансном искусстве. Воспевая прекрасную даму, он величает ее Лаурой, не только выражая тем самым приподнятое платонический строй чувств, но и заявляя себя сторонником итальянского гуманиста Франческо Петрарки. Оба поэта отдаются размышлениям над тем, почему так необходима любовь человеку и человечеству. По мнению Шиллера, что он ее унаследовал от античных мудрецов, все доли огромного разрозненного мира воссоединяет сила любви. Любовь дает жизнь, без нее мир и природа мертвы. Страсть, воспевается поэтом, к Лауре — большое благо чувство, потому что оно — необходимое связующее доля мироздания. В Карловой академии преподавал философию талантливый педагог и ученый Абель, который стал согласия второго Шиллера. На будущего поэта лекции Абеля произвели сильное впечатление. Профессор доказывал определимость заранее мировой гармонии. Опираясь на учение немецкого философа и ученого Лейбница, он стремился привить своим воспитанникам оптимистичное мировосприятие, внушить любовь к ближнему, наставлял их на путь познания окружающей жизни. Лекции Абеля не прошли для Шиллера бесполезно. Наиболее ощутимым является влияние его философской концепции в одном из самых известных произведений Шиллера «Ода радости», в основу которого положен свойственный Шиллеру принципиальный оптимизм, веру в человека, убежденность в том, что люди могут и должны сродниться друг с другом. Это стихотворение приобрел мировую славу благодаря тому, что Бетховен завершил 9-ю симфонию грандиозным хором на его текст. После нескольких неудач в Мангеймский театре, директор которого Дальберг под разными предлогами отказывался ставить новые пьесы Шиллера, после длительного отсутствия денег поэт нашел в Лейпциге друзей и заместителей, которые помогли ему преодолеть все жизненные трудности. Произведения Шиллера были выданы, он жил под дружественным крышей своего пламенного поклонника Готфрида Кернера, который тактично опекал Шиллера. Падение Бастилии потрясло устои феодального мира. Исторический прогресс с философской абстракции превратился в ощутимую реальность, движение истории ускорился. Философское мышление Шиллера улавливал закономерность времени. Недовольный современностью, он пишет стихотворение «Боги Греции» (1788), в котором звучит ностальгия по античным эпосом. Поэт прославляет языческие божества древних греков. Античный мир Шиллер представляет как средоточие радости, любви и красоты. Природа человеческим воображением была одухотворенная и щедрая к человеку. Античные божества помогают Шиллеру в построении определенной философской концепции. Среди богов — благодетелей человечества — то и дело возникают тени мифических существ, которые воплощают злые силы. Античный мир для него только сказка прежних времен, прошлое разрушается, чтобы дать дорогу будущем. Нить истории не прерывается, человеческий прогресс неизбежен, какую бы высокую цену следовало бы за него заплатить, — такова основная мысль стихотворения. Шиллер осознал, что на рубеже XVIII-XIX веков прогресс человечества не удовлетворит каждого человека в попытке достичь ней своего счастья. Эта же мысль развивается в балладах Шиллера. Жанр баллады возродили Гете и Шиллер, которые вступили в дружеское. соревнования в создании баллад. Произошло это в 1797 году, они назвали потом годом баллад. Это был очень важный момент в жизни Шиллера. Он жил в Веймаре с 1795 года, покровительство Саксен-Веймарского герцога Карла Августа давало возможность без мысли о заработке писать стихи, пьесы, заниматься философией и историей. В этот период произошло сближение с Гете, о чем Шиллер мечтал давно. Баллады Шиллера воспринимаются как отголосок тех давних времен, когда разного рода поверья и предания, живя рядом с реальной жизнью, сливались в прихотливые фольклорные образы. В балладах чаще говорится не о каком-то конкретном историческое время, а о древности как таковую. Баллады привлекают и одновременно пугают своими удивительными жестокими сюжетами, поражают невыясненными тайнами природы. Так, в балладе «Ивикови журавли» поэт приводит мнение о неотвратимости возмездия за содеянное зло. Если нет среди людей свидетелей совершенного, то сама природа наказывает, а преступник непременно выдает себя. Никто не имеет права подвергать жизнь героя тяжкому испытанию, нельзя дважды искушать судьбу — такой очевидный итог баллады «Водолаз», ставшая известной у нас по переводу Жуковского под названием «Кубок». Правителя автор обвиняет в жестокости, бездна вод изображена в рассказе водолаза странной и вместе с тем загадочным, как бурная стихия клокочет. В ряде баллад сюжетным стержнем становится экзамен героя — проверка его мужества, решимости, отваги. Но когда, как это происходит в «перчатке», жизнь человека подвергают опасности, шутя, играют, готовы верного рыцаря сделать добычей хищных зверей, то герой имеет право вести неучтиво с дамой. В балладе «Поликрат кольцо» тревожит воображение идея неотвратимости судьбы. Кажется, правителю Самоса, во всем везет но больше побед, тем больше ужас вызывают они в его собеседника, при последней радостной вести торопливо покидает баловнем судьбы. Важное место в поэзии Шиллера занимает его «Песня о колоколе», что является гимном труда человека, прославление ее силы, ума и силы ее рук. Язык Шиллера звучит здесь, как у проповедника, поучительно. Он хотел, чтобы все было основано на разумном порядке, чтобы человек непрестанной работой всегда достигала своего счастья. В этом стихотворении отразился и шиллеровских страх революционных потрясений. Для поэта мир и согласие важнее социальную борьбу. Эту же мысль Шиллер развивает и в своих теоретических работах: «Письма об эстетическом воспитании человека», «О наивной и сентиментальной поэзии» (1795-1796). Протяжении всего творческого пути драма оставалась излюбленным жанром Шиллера («Дон Карлос», 1787), все его последующие драматические произведения основаны на историческом материале. Особенно плодотворным в плане драматургии было последнее десятилетие творческого пути Шиллера. Он создает такие драматические шедевры, как трилогия «Валенштейн» (1799), драмы «Мария Стюарт» (1800), «Орлеанская дева» (1801), «Вильгельм Телль» (1804). В этих произведениях художественной анализу подвергаются поворотные этапы в истории европейских народов. Последней — незавершенной — драмой Шиллера стал «Дмитрий» (1805) — по русской истории. Самозванец Дмитрий в Шиллера искренне верит в то, что он сын Ивана IV. Произнося речь в польском сейме, он пытается толкнуть поляков на поход против России ради восстановления законной власти на московском престоле. Признание к Фридриха Шиллера пришло в России с первой драмой «Разбойники», что в 1793 году была сыграна воспитанниками Благородного пансиона при Московском университете. Шедевры Шиллера вызвали интерес у российских поэтов и писателей. Представители различных литературных направлений интерпретировали произведения немецкого поэта, подчеркивая, что особенно отвечало идеям исторического этапа. Смерть оборвала творчество поэта-гуманиста в момент, когда его взглядам открывались новые горизонты, когда его расплывчатые идеалы приобретали более четкие очертания и он начинал верить в политическую самостоятельность народа. «Коварство и любовь» (1784) Пьеса Шиллера «Коварство и любовь» — это первая немецкая политическая драма. В ней бесправие народа, угнетала немецкие власти, показано особенно драматично. В «Коварства и любви» сталкиваются два социальных мира: придворно-дворянский, к которому принадлежит и сын президента фон Вальтера, который обязан этой среде своим относительно высоким военным образом и университетским образованием, и мещанство, к которому принадлежит Любимая Фердинанда Луиза Миллер, дочь придворного музыканта. Они любят друг друга. Ферди-нанду по своему мировосприятию близок к темпераментных героев «бури и натиска». Вдохновленный любовью, он мечтает о равенстве и справедливости. Он грезит о том, как поведет Луизу к алтарю, назовет своей перед целым миром. В его глазах она не только ему равна, но и единственно желательна. Их чувство вызывает возмущение отца Фердинанда, решил женить своего сына на леди Мильфорд, которая была любовницей герцога. Любовь Луизы и Фердинанда трагически, обречена, потому что она подрывает основы устоявшегося порядка, молодые герои становятся жертвами придворных интриг. В финале драмы Фердинанд, умирая, протягивает руку отцу, кающемся. Жест глубоко символичен и очень характерный для Шиллера, герои которого никогда не исключают руки, протянутой ради примирения. Шиллер верил, что страдания очищает человека

0 / 5. 0

.