0
(0)

ТЫНЯНОВ Юрий Николаевич (6(18).10.1894, г. Режица Витебской губ. — 20.12.1943, Москва), теоретик и историк литературы, переводчик, романист. В 1918 г. окончил историко-филологический факультет Петербургского университета и занялся научными исследованиями в области, находящейся на стыке теории литературы и лингвистики. С 1920 по 1931 гг. преподавал в Российском институте истории искусств в Ленинграде. Наряду с Б. Эйхенбаумом и В. Шкловским являлся наиболее активным и последовательным представителем «формальной школы», связанной с группой ОПОЯЗ. Его основное теоретическое исследование — «Проблема стихотворного языка» (1924). В области истории литературы Тынянов занимался преимущественно русской литературой XIX в., особое внимание уделяя проблемам жанра, развития литературных форм, языка и стиля, а также проблеме традиции и новаторства. Автор глубоких, содержащих много новых фактов и научных выводов исследований о А. Пушкине, А. Грибоедове, В. Кюхельбекере, Ф. Тютчеве, Н. Гоголе и Ф. Достоевском, писал так, же о творчестве символистов, о В. Хлебникове, В. Маяковском, Б. Пастернаке и др. Наиболее важные работы вошли в кн. «Архаисты и новаторы» (1929). Превосходное знание истории литературы и русской культуры нашло отражение в его биографических романах, посвященных жизни и творчеству выдающихся поэтов эпохи романтизма, связанных (непосредственно или опосредованно) с декабристским движением: В. Кюхельбекера — «Кюхля- (1925), А. Грибоедова — «Смерть Вазир- Мухтара» (1927-1929) и А. Пушкина — «Пушкин» (ч. 1 и 2, 1936; ч. 3, 1946), а также в исторических рассказах: «Подпоручик Киже- (1928), «Восковая персена. (1932) и «Малолетный Витушишников» (1933). Как его романы, так и малые повествовательные формы отличаются богатством реалий, психологической глубиной образов, а также новаторскими решениями пространственно-временной композиции, соединяющей в единое целое документализм источников и яркий литературный вымысел. Кроме большой познавательной ценности, которая проявляется также в языке и стиле произведений Тынянова, их объединяют глубина размышлений на стыке философии и политологии. Они касаются взаимоотношений между отдельным человеком и государством и связаны с проблемой роли в обществе и историческом процессе творческой личности, прежде всего — писателя. Эти размышления выходят далеко за рамки конкретной исторической действительности, описываемой в произведениях Тынянова., поднимая общечеловеческие, не подвластные времени вопросы. Особенно это характерно для близкого к поэтике киноромана о трагической судьбе А. Грибоедова, выдающегося поэта и равно выдающегося, хотя и непризнанного политика и дипломата, а также для близкого театру абсурда гротеска «Подпоручик Киже», который хорошо известен в т.ч. и по одноименному балету на музыку С. Прокофьева (1963).

0 / 5. 0

.