0
(0)

Блок Александр Александрович (1880—1921) — поэт, драматург. После окончания петербургской гимназии с 1898 по 1901 годы он учился на юридическом факультете Петербургского университета.

Как поэт Блок формировался под влиянием традиций русской классической литературы. В начале поэтического пути наиболее близким ему оказался мистический романтизм В.А.Жуковского.

Ранние стихи Блока составили первую книгу, вышедшую в 1904 году, — «Стихи о Прекрасной Даме». Поэтический дебют Блока пришелся на годы кануна первой русской революции 1905—1907 гг. Изменилось настроение литературы этого периода. Отозвался на революцию и Блок. Во вторую его книгу, «Нечаянная радость», вошли стихи 1904—1906 годов и среди них «Незнакомка», «Девушка пела в церковном хоре», «Осенняя волна». Звуковая магия стихов завораживала слушателей.

1906 – 1907 годы стали переломными для Блока, это годы переоценки ценностей. Поэт обращается к драматургии. В 1906 году Блоком были написаны три лирические драмы — «Незнакомка», «Король на площади», «Балаганчик».

После поездки в Италию в 1909 году Блок написал цикл «Итальянские стихи», весной 1914 года — цикл «Кармен». Основной темой становится тема Родины. С первых стихотворений о России («Осенняя волна», «Осенняя любовь», «Россия») возникает двуликий образ страны — нищей, богомольной и одновременно вольной, дикой, разбойной. Цикл «На поле Куликовом» (1908) — этапное произведение поэта.

Об этом же поэма «Возмездие». Она наполнена отражением судьбы России в роковые для нее годы эпохи «безвременья» в конце XIX века. Октябрьская революция вызывает новый духовный взлет поэта и гражданскую активность. В январе 1918 года создаются поэмы «Двенадцать» и «Скифы». Блок считает, что революция вёдёт к неведомым, но прекрасным целям. Поэма «Двенадцать» революционна не только по духу, но и по своей художественной структуре.

Жизнь в голодном Петербурге, обилие мешающих творчеству заседаний, напряженные отношения в семье и восприятие конца Гражданской войны и начала нэпа как спада «революционной волны» приводят к творческому кризису: после января 1918 года он почти не создает лирических стихотворений. 1920 — 1921 годы пронизаны настроениями глубокой депрессии, неразрешимым трагизмом мироощущения, переживанием острого разлада с действительностью. B апреле 1921 года Блок заболел, в мае его состояние резко ухудшилось, и 7 августа он скончался.

Имя Блока воспринималось читателем как символ современности. Его поэтическая искренность, отразившаяся и в личности, и в творчестве, воплотила представления целого поколения о предреволюционном десятилетии и о себе.

Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении:

Сравнение— один из тропов, заключающийся в сопоставлении людей, предметов и явлений по их внешнему сходству, присущим им качествам или по вызываемым ими сходным чувствам.

Эпитет — образное определение предмета (явления), выраженное преимущественно прилагательным, но также наречием, именем существительным, числительным, глаголом.

Метафора — перенесение свойств одного предмета (явления или аспекта бытия) на другой, по принципу их сходства в каком-либо отношении или по контрасту. В отличие от сравнения, в котором присутствуют оба члена сопоставления. Метафора — это скрытое сравнение, в котором слова как, как будто, словно опущены, но подразумеваются. Например: очарованный поток (Жуковский), живая колесница мирозданья (Тютчев), жизни гибельный пожар (Блок).

Метонимия — слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями.

Звукопись — прием усиления изобразительности с помощью повторения ударных и безударных слогов, гласных и согласных звуков

Аллитерация — прием звукописи, заключающийся в повторении одинаковых или близких по звучанию согласных звуков.

Ассонанс — повторение в строке, строфе, фразе однородных гласных звуков.

Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», а также пять стихотворений по выбору. Чтение и анализ.

0 / 5. 0

.