5
(1)

Прежде чем анализировать эпизод с «царским лиственем» объясним, что это. Царский листвень — это дерево лиственница, которая росла в деревне Матера и была гордостью ее жителей из-за своих размеров. 

Самым ярким примером противостояния силам хаоса и разрушения стал в повести «царский листвень». Этот образ, как и многие другие образы «Прощания с Матёрой», имеет свой мифологический прототип – известное в разных вариантах практически всем культурным традициям «мировое древо», расположенное в центре мироздания и поддерживающее идеальный миропорядок. Основные характеристики «лиственя» согласуются с такой ролью: он несёт «древнюю сторожевую службу», отовсюду заметен и всеми «знает- ся», именуется «царским» (для архаического сознания царь является гарантом не только социальной, но и космической устойчивости; он выполняет, помимо властных, жреческие функции); приводимое поверье о том, что именно лиственем остров «…крепится… к речному дну… и покуда стоять будет он, будет стоять и Матёра», напрямую соотносится с мифами о «мировом древе».

Поэтому борьба «пожогщиков» с «царским лиственем» столь драматична – и в то же время комична. Ни одно из испробованных ими средств уничтожить дерево не принесло успеха, ибо схватка эта изначально неравная. Даже огненная стихия бессильна перед ним, знающим и хранящим всё, что происходит на острове. Трагизм происходящего в другом: «листвень» продолжает быть центром мира, которого уже нет: «Один выстоявший, непокорный «царский листвень» продолжал властвовать надо всем вокруг. Но вокруг него было пусто», а бессмысленная борьба с ним пробуждает в душах пожогщиков тёмное и безнравственное начало.

Неразумный безличный прогресс лишает мироздание его прежнего содержания, порождая лишь «пустоту». На смену патриархальному, в веках утвердившемуся бытовому укладу приходит иной жизненный строй, где разорвана связь старого и нового, связь поколений, где атрофируется память, а вместе с ней и стыд, и совесть, где мир лишается строго очерченных границ и разрывается на отдельные не- связанные фрагменты: стройка, завод, совхоз и т.д.

Человек в этом новом мире утрачивает своё заранее определённое место и остаётся с ним (с миром) один на один: ничто уже не может гарантировать правильности избранного пути там, где выбор осуществляется без опоры на опыт предков. Отсюда – опасность пустой растраты сил, грозящая, по мнению Павла Пинигина (и солидарного с ним Валентина Распутина), его сыну Андрею, как и всем представителям молодого поколения. Однако эта опасность только потенциальна: выбор «героя-одиночки» может быть и верным, если он сохранит память о собственных корнях и будет ей следовать.

Так или иначе, мы ничего не узнаём о том, что случится потом – после затопления Матёры. Для автора повести и её читателей важнее само ощущение присутствия на краю бездны, балансирования между жизнью и смертью, ведь, согласно Распутину, «смерть кажется страшной, но она же, смерть, засевает в души живых щедрый и полезный урожай, и из семени тайны и тлена созревает семя жизни и понимания».

 

5 / 5. 1

.