5
(2)

«Человек в футляре» — это реалистический рассказ, открывающий «Маленькую трилогию», в которую также  вошли рассказы «Крыжовник» и «О любви».

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ

Экспозиция

Учитель гимназии Буркин рассказывает своему товарищу, ветеринарному врачу Ивану Ивановичу, об учителе греческого языка Беликове, его образе жизни, под влиянием которого люди стали бояться всего: знакомиться, помогать бедным, громко говорить, читать книги.

Завязка

Приезд в город нового учителя истории и географии Михаила Саввича Коваленко и его младшей сестры Вареньки стал глотком свежего воздуха в этой удушливой атмосфере.

Развитие событий

Беликов влюбляется в Варю, желает на ней жениться; находит карикатуру на себя и Варю, видит, как брат и сестра катаются на велосипедах, что приводит к возникновению конфликта.

Кульминация

За замечание о езде на велосипеде Коваленко спускает Беликова с лестницы.

Развязка

Смерть Беликова из-за страха, что о его позоре узнает весь город. Но после смерти героя жизнь в городе осталась прежней.

Эпилог

Размышляя об услышанном, Иван Иванович произносит: «А разве то, что мы живем в городе, в духоте и в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт — разве это не футляр?»

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ

«Человек в футляре» — рассказ в рассказе: история Беликова обсуждается охотниками на привале.

ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

  • Тема: «человек в футляре».
  • Идея: протест против «футлярной» жизни, которая является жалким существованием. Страх перед настоящей жизнью губит в человеке личность, он становится неспособным проявлять даже самые простые чувства. Каждый человек незаметно для себя может попасть в «футляр» собственных предрассудков, если страх возьмёт верх.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ

  • Образы противопоставляются: Беликов (смерть) — Коваленко (жизнь).
  • Художественная деталь: футляр — зонтики, галоши, чехлы, гроб.
  • Образ «человека в футляре» стал нарицательным. 
  • Крылатая фраза: как бы чего не вышло.

ОБРАЗ БЕЛИКОВА

Учитель древнегреческого языка Беликов даже в солнечный день ходил в калошах и с зонтом, дом запирал на все возможные замки, обожал циркуляры с запретами. А ещё он любил угрожать и кляузничать, писать доносы. В результате его боялись все учителя и даже все горожане.

Однажды Беликов влюбился в сестру нового учителя  Варю, девушку живую, весёлую. Но и любовь не дала «человеку в футляре» переродиться: Беликов узнал, что Варя ездит на велосипеде (верх неприличия!). Он так надоел своими поучениями брату Вари, что тот спустил Беликова с лестницы. Это был крах всех приличий: Беликов пришёл домой и умер — и его положили в гроб, как в футляр.

Беликов всю жизнь прожил по принципу «как бы чего не вышло». В духовном отношении его «футляр» определяли разнообразные указы и циркуляры, которыми Беликов буквально запугивал окружающих. Он умирает от изумления: оказывается, мир вовсе не такой, как ему представлялось. И в этом — новом — мире у Беликова уже нет власти над другими.

СОВРЕМЕННОСТЬ РАССКАЗА

Рассказ очень современен. В финале рассказа ветеринарный врач соотносит с футляром привычную жизнь каждого (служба, бумаги, обычные развлечения), что указывает на то, что каждый из нас
немного «в футляре». Страх перед действительностью отнимает у человека его бесценную жизнь.

Проблема «Человека в футляре» обычна для творчества Чехова — это протест против пошлости, «футляра», предубеждений и выдуманных страхов. Идея рассказа- протест против формальностей и выдумок, которые мешают человеку жить полноценной жизнью.

 

5 / 5. 2

.