0
(0)

«Записки охотника» имели громадное общественное значение, так как впервые раскрыли непривлекательные стороны положения простого народа под крепостной властью помещиков. Сам Тургенев писал впоследствии, что, составляя эти «Записки», он имел целью выразить протест против крепостного права. Этот протест Тургенев выполнил двояким образом: с одной стороны он нарисовал образы несчастных, угнетенных крепостным правом крестьян, а с другой — созданием народных образов высокой нравственности заставил уважать этот народ, искренне полюбить его. Образы забитых крестьян встречаются во многих рассказах Тургенева, например, «Бурмистр», «Малиновая вода», «Льгов», но всегда в качестве второстепенных эпизодических лиц. Тургенев нигде не рисует потрясающих сцен народного страдания, так как подобные сцены не были бы пропущены тогдашней цензурой. Равным образом, по той же причине Тургенев не рисует и образов жестокосердых помещиков. Помещики, по изображению его, относятся к своим крепостным равнодушно, но и при их равнодушии крестьяне мучились и погибали («Малиновая вода», «Однодворец Овсяников», «Бурмистр»). При такой способности Тургенева — указывать человеческие черты и в самих помещиках — книга его не могла быть заподозрена в огульной вражде к помещикам. Всякий видел, что здесь указывается только такое общественное положение помещиков, которое вело к искажению их добрых характеров; всякий понимал, что тут дело было не в зверской грубости помещиков, а в неестественности самих отношений, неразрывной связи между людьми с неограниченными правами и людьми совершенно бесправными. Являлось сознание, что крепостное право было вредно не только для народа, но и для помещиков, так как рабство унизительно не только для рабов, но и для рабовладельцев. Недаром император Александр II заявил автору, что с тех пор, как он прочел «Записки охотника»,

его ни на минуту не оставляла мысль о необходимости освобождения крестьян от крепостной зависимости.

 

                                                                                                     И.Глебов

 

Не умирающее значение «Записок охотника» в том именно и состоит, что они дают нам здоровые народные типы, прямо выхваченные из жизни и не созданные в угоду какой бы то ни было тенденции. Наряду с приниженными крепостничеством личностями Тургенев показывает нам простолюдинов с не исковерканным направлением мыслей. Поэтому мы

можем их мнения считать вполне за выражение народной мудрости и в ней почерпнуть указание на культурное значение русского народа, на степень его восприимчивости и способности к самобытности. Белинский сильно ошибался, ставя талант Тургенева на одну ступень с беллетристическим дарованием Даля. Это совершенно неверно и объясняется только тем, что гениальный критик знал лишь очень немногие из прозаических произведений Тургенева. Даль — поверхностный рассказчик, в то время как Тургенев немногими словами сразу исчерпывает все поддающееся воспроизведению. В «Записках охотника» мы в одном томе имеем пред собой всю крестьянскую жизнь с ее

печалями и немногими радостями. Мы видим, как формируются народные поверья, как складываются народные понятия, как образуется, одним словом, народное иросозерцание. Мы видим долготерпение русского народа, его пассивное геройство, его угрюмое добродушие и мягкосердечие. Всматриваясь внимательнее, не трудно заметить его смышленость, здравый ум и способность образоваться. Все эти качества мелькают перед нами на протяжении всего чтения «Записок охотника», а в конце их мы имеем весьма ясное представление о нравственной физиономии настоящей «черноземной» силы.

 

0 / 5. 0

.