3.4
(8)

Писатели, изображавшие в своем творчестве жизнь села и отражавшие сложные проблемы жителей деревни, получили название «деревенщики». Это понятие весьма условно. и таких писателей. как В. Белов ( «Привычное дело» ). Ф. Абрамов («Пряслины», «Дом»), В. Шукшин («Калина красная»), В. Распутин («Прощание с Матерой», «Последний срок»), В. Солоухин «Владимирские проселки» ), В. Астафьев («Царь-рыба». «Ода русскому огороду». «Последний поклон» ) и другие относят к «деревенщикам» лишь из-за материала, к которому они обратились в своем творчестве. (Важной и значимой темой произведений этих авторов стала тема изображения жизни деревни.).

У истоков этой темы в литературе 1950-80-х годов стоит Федор Абрамов, создавший трилогию «Пряслины», «Братья и сестры», «Две зимы и три лета», «Пути-перепутья» ) (1958-1973). В этом крупном эпическом произведении одним из ликов народной истории становится обычная трудовая повседневность, а не сражения и битвы, не подвиги и стройки.

Предметом изображения в трилогии стала жизнь деревни Пекашино, сельский быт, нужды и труд крестьянства. Пекашино — одно из множества российских сел, ничем особо не примечательное, но именно через жизнь людей этого села показан подвиг всей страны, выживавшей и выжившей в военные и послевоенные годы. Село Пекашиво становится символом общенационального мужества и терпения, а жители его (Пряслины, Ставровы, Нетесовы. Лобановы) — носителями нравственных, общечеловеческих качеств, недаром уже в названии первой части романа «Братья и сестры», выражена основная мысль всего произведения: единый, связанный общей судьбой крестьянский мир, сила которого в слитности, в чувстве локтя и даже родства, взаимопомощи, братства. Ведь только так можно было выстоять деревне в тяжелые годы.

В повести В. Белова «Привычное дело» (1966) деревенский быт является основой бытия главного героя Ивана Африкановича и его жены Катерины. Писатель создал образ доброго, совестливого, но пассивного и безответственного человека. Иван Африканович — противоречивый образ: с одной стороны, это человек, умеющий глубоко и преданно любить, чувствовать красоту, испытывать уважение ко всему живому, с другой, он подчас не понимает, какова истинная цена его поступков. Он, не имея прочного заработка, нарожал девятерых детей, совсем не думает о том, чем же он будет их кормить, ведь за него надрывается на ферме Катерина. Его безответственность приводит к трагедии: выписавшаяся до срока из роддома Катерина вынуждена идти на ферму. Надорвавшись, Катерина умирает. Герой раздавлен, распластан горем.

Умение страдать обнаруживает в Иване Африкановиче все же характер глубокий, цельный, и философское осмысление своей беды, заставляет его вновь вспомнить о том, что «лучше было родиться, чем не родиться», что «дело привычное, Жизнь. Везде жизнь».

Крестьянский быт ближе всего к природе. Трудясь на земле, крестьянин уподобляется самой природе, которая способна творить живое, а умирая, он растворяется в ней, становится ее частью, не исчезает бесследно. Поэтому-то Иван Африканович и после смерти Катерины не может ни на мгновение допустить, что его Катя исчезла бесследно: он ходит на ее могилку, беседует с ней, кается перед ней. В этом произведении образы простых людей, крестьян, поднятые автором до высоты трагических героев, еще раз напоминают нам о том что «и крестьянки любить умеют» (Карамзин).

В повести В. Распутина «Последний срок» (1970) подробно описано, как умирает деревенская старуха Анна. Смерть для героини — это сознательный переход от земного существования к иной жизни, не доступной для понимания человеку живущему. С повестью Распутина в русскую литературу возвратилось мистическое начало: проблемы жизни и смерти предстали в вечном, вневременном измерении.

Писатели — деревенщики стремились в своем творчестве выявить «естественные основы бытия»,  человеческое содержание характеров, проявляющееся в исследовании глубин человеческой души, внутреннего мира, психологии героев. Значение «деревенской» прозы состоит в том, что это была проза о России, о русском человеке, его исторических и нравственных корнях, а также о тех испытаниях, которые выпали на его долю в ХХ веке.

3.4 / 5. 8

.