1
(1)

Я сама выбрала тему сочинения. Революция открылась мне с новой, очень важной стороны, с позиции прав личности, прав каждого человека. Чем отличается показ революции и Гражданской войны в этой книге от того, что я встречала раньше? Это не видение борьбы из стана красных, как в «Разгроме», «Чапаеве», «Школе» и десятках других произведений. Это и не изображение стана белых, как в «Тихом доне», «Хождениях по мукам», фильме «Бег» и других. Нет, это повествование от лица человека, который не хочет вмешиваться в братоубийственную войну, которому чужда жестокость, который хочет жить
с семьей, любить и быть любимым, лечить людей, писать стихи. Юрий Андреевич — сын разорившегося миллионера, покончившего с собой. Мать рано умерла. Воспитывался у дяди, который был человеком «свободным, лишенным предубеждений против чего бы то ни было непривычного … у него было дворянское чувство равенства со всеми’ живущими.» Окончив с блеском университет, Юрий женился на любимой девушке Тоне, дочери профессора и внучке деятельного фабриканта. Затем любимая работа. Он становится прекрасным врачом. Еще в университете проснулась у него любовь к поэзии и философии. Рождается сын. Все, кажется, прекрасно. Но в эту Жизнь неотвратимо врывается война. Юрий едет на фронт врачом. Первая мировая война — преддверие и исток событий еще более кровавых, страшных, переломных. Героиня романа Лара считает, что война «была виною всего, всех последующих, доныне постигающих наше поколение несчастий». Эту мысль автор подтверждает судьбой многих героев. Всего несколько лет прожиты после Гражданской, а Юрий Андреевич никак не может приспособиться к новым условиям, которые прекрасно подошли, например, его бывшему дворнику. Он не может служить, потому что от него требуют не свежих мыслей и инициативы, а лишь «словесный гарнир к возвеличиванию революции и власть предержащих» . Но до окончания войны еще много пришлось перенести невзгод
Живаго. Роман Б. Пастернака — это, мне думается, прежде всего книга о высокой любви. Описание любви Юрия и Лары — это гимн отношениям между женщиной и мужчиной. Это нужно учить наизусть, изучать в школе, читать вслух на свадьбах. Это идеал уважения мужчины и женщины друг к другу. Размышления и рассуждения в романе о революции доказывают, что это не «праздник угнетенных», а тяжкая и кровавая полоса в истории нашей страны. Сегодня, спустя многие десятилетия, трудно уже сказать, что же дала она, во имя чего лилась кровь, разделилась страна, возникло огромное Русское Зарубежье. Вероятно, она была неизбежна, иного стране не было дано. Не потому ли в дни Октябрьского переворота многие интеллигенты восприняли революцию восторженно, как выход из мира лжи и тунеядства, разврата и лицемерия. Тесть Живаго говорит ему: «Помнишь ночь, когда ты принес листок с первыми декретами … это было неслыханно безоговорочно. Эта прямолинейность покоряла, Но такие вещи живут в первоначальной чистоте только в головах создателей, и то только в первый день провозглашения. Иезуитство политики на другой же день выворачивает их наизнанку. Эта философия чужда мне. Эта власть против нас. У меня не спрашивали согласия на эту ломку». Вывод, который я сделала из романа, можно сформулировать так: всякая власть должна стремиться к тому, чтобы люди были счастливы. Но счастье нельзя навязать силой. Счастье каждый человек ищет сам, нет его готового. И нельзя ради даже самых высоких идей жертвовать человеческими жизнями, радостями, правами, которыми человек наделен от рождения. И хочется, чтобы нынешняя наша революция принесла как можно меньше бед. В книге есть очень глубокая мысль. Рассказывая о Стрельникове, автор пишет: » … А для того, чтобы делать добро, его принципиальности недоставало беспринципности сердца, которое не знает общих случаев, а только частные, и которое велико тем, что делает малое». Я понимаю это так, что следует думать не только о всеобщем, а потому ничейном благе, но прежде всего делать добро конкретным людям, как бы мало оно ни было. И да здравствует «беспринципность сердца» !

1 / 5. 1

.