0
(0)

Анализ эпизода «Допрос Иешуа во дворце Ирода Великого» из главы 2 романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Вспомним сюжетную канву эпизода.

Глава «Понтий Пилат» начинается торжественными белыми стихами. «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат».

Пилат ненавидит город, в котором ему приходится жить, ему невыносим запах розового масла, его голова постоянно раскалывается от боли. И именно в таком состоянии он должен вынести свое решение по делу подследственного Иешуа Га-Ноцри из Галилеи. Иешуа «был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова у него была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта – ссадина с запекшейся кровью». Ему было 27 лет, обращался ко всем: «Добрый человек», потому что считал, что злых людей на свете не бывает, чем нимало удивил Пилата. «Все шепчут про меня, что я свирепое чудовище, и это совершенно верно», – говорит Пилат и приказывает подследственному называть себя игемоном.

Отвечая на вопросы Пилата, Иешуа довольно убедительно доказывает, что не собирался разрушать храм, а имел в виду, что «рухнет храм старой веры и создастся храм истины». Слушая Иешуа, Пилат постепенно осознает, что идеи проповедника во многом созвучны его собственным и что ему очень бы хотелось иметь рядом такого собеседника. Мало того, у Пилата созревает план спасения Га-Ноцри – его необходимо объявить сумасшедшим, а его речи – нелепыми и безопасными для властей. Однако Каифа, иудейский священнослужитель, отказывается признать Га-Ноцри сумасшедшим, видя в нем опасность для религии, для иудейского народа, считая проповеди Иешуа вредными. Иешуа должен умереть.

Данный эпизод примечателен в первую очередь тем, что в нем отразилась тема, всегда очень сильно занимавшая Булгакова. Это тема – человек и власть. Иешуа выступает олицетворением всего человеческого. Он гуманист, поскольку каждого человека считает от природы «добрым». У него нет ни чинов, ни званий, а вся его власть над людьми заключена в его любви и искренних словах. Пилат – олицетворение власти, причем власти военной, жестокой по определению. Он правитель Иудеи. Однако Пилат еще и человек. И Булгакова в первую очередь интересует та борьба, которая происходит в душе Пилата между «человеком» и «властью». Поначалу в нем побеждает человек – он хочет спасти этого странного проповедника, так ему понравившегося, он даже придумывает план его спасения. Однако Пилат не волен самостоятельно распоряжаться собой. Он раб власти, раб истории. Поэтому когда Каифа требует казни Иешуа, он в конце концов соглашается спросить у народа – казнить «преступника» или помиловать. Народ кричит «распять», а Пилат «умывает руки», тем самым снимая с себя ответственность за происходящее.

Таким образом, эпизод допроса во дворце ирода Великого занимает важное место в идейно-художественном содержании романа, так как в нем особенно ярко выражена основная идея романа – возрождение и утверждение высоконравственных принципов в обществе через осознание, покаяние и искупление грехов. Тема соотношения человека и власти имеет явные параллели в судьбе мастера и Ивана Бездомного, которые, не имея сил идти до конца, соглашаются на «безумие». Тема ответственности за последствия выбора также прослеживается и в образе Пилата, который пытается снять с себя эту ответственность, отдавая Иешуа на суд толпы. Однако «умыть руки» ему не удается: осознание вины за случившееся будет преследовать его до скончания веков.

0 / 5. 0

.