3.4
(9)

В драматических произведениях 1960-80-х годов наблюдаются те же процессы, что и в прозе. Тематически выделяются произведения о Великой Отечественной войне и о современности. В пьесах героико-патриотической тематики (А. Салынский «Барабанщица»), К. Симонов, «Четвертый», М. Рощин «Эшелон») осмысливается опыт прошедшей войны и затрагиваются проблемы нравственного характера.

1960-е годы были также временем поисков нового положительного героя в современности. Поэтому появляются пьесы семейно-бытового и социально- психологического содержания.

В разработке «личных» тем драматурги В. Розов («В добрый час!», «В поисках радости»), А. Арбузов («Иркутская история», «Сказки старого Арбата»), С. Алешин («Все остается людям»), Л. Зорин («Варшавская мелодия»), А. Володин («Старшая сестра»), Э. Радзинский «104 страницы про любовь») достигли заметных художественных результатов.

Они воссоздали «чеховский» тип драмы, где будничное изображение жизни, как правило, поднято на высоту поэтических раздумий о нравственности, о смысле бытия.

В драматургии 1970-х годов самым значительным явлением стали, пожалуй, пьесы А.В. Вампилова (1937-1972). Семь пьес, созданных драматургом, образуют некое художественное единство, которое принято называть «театром Вампилова».

Социальная и нравственная тематика пьес («Прощание в июне», 1965, «Старший сын»,1967, «Утиная охота», 1967, «Прошлым летом в Чулимске», 1972, «Провинциальные анекдоты», 1972) поднимается до уровня философского обобщения, так как автор идет от исследования жизненных явлений и процессов к выявлению важнейших социальных коллизий времени.

Главное достижение Вампилова — сложная полифония (многоголосие) живых человеческих характеров, во многом продолжающих друг друга и вместе с тем наделенных своей неповторимостью и индивидуальностью. Герой пьес Вампилова — молодой человек, вступающий в жизнь и стремящийся найти себя, свое место в многообразной и сложной действительности.

Несмотря на то, что пьесы созданы на стыке художественных традиций Чехова и Гоголя, их отличает подлинное новаторство. Эти драмы принято называть «драмами случая», так как именно случай приводит к решительному изменению жизни персонажа. Но при этом случай предстает не как частное явление, а как острый переломный момент в жизни человека, когда перед ним возникает необходимость вмешиваться в ход событий, влиять на их развитие. Пристрастие к случайности, к острому театральному парадоксу  — отличительная черта драматургии Вампилова.

3.4 / 5. 9

.