5
(2)

«Двенадцать» — это модернистская (символистская) поэма, созданная через два месяца после Октябрьского переворота и отражающая в художественной форме события того периода.

Смысл названия: название даёт нам сразу несколько ключей к пониманию поэмы:

1) «Двенадцать» состоит из двенадцати частей;

2) двенадцать (часов) — это полночь, время ухода старого дня и наступления нового (что следует понимать иносказательно — как намёк на прощание со старым порядком и принятие нового);

3) наконец, в поэме фигурируют двенадцать красноармейцев, которые в некотором смысле выполняют функции двенадцати апостолов (учеников Иисуса Христа) из Библии,
и двенадцать представителей старого мира (старушка, буржуй, писатель, священник, барыня в каракуле, пять проституток, бродяга и пёс).

В поэме мало событий, основное из которых — убийство Петькой Катьки. Ведущий мотив — мотив пути. Большое значение имеют символ ветра (ветер / на всём божьем
свете), символизирующего стихийные перемены, и цветовые контрасты «Чёрный ветер, белый снег», к которым позже прибавляется красный — цвет крови мирового пожара). Поэма завершается, как и начиналась, — антитезой: «Двенадцать» — символистская поэма.


ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
1918 г. — создание поэмы, посвящённой Октябрьской революции 1917 г. Процесс написания занял несколько дней. Опубликована в газете «Знамя труда», а через два месяца вышла отдельной книгой.


КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ

Конфликт — столкновение старого и нового (старую Россию символизируют буржуй, голодный пёс, поп, барыня в каракуле, старушка, писатель-вития), новую — двенадцать красноармейцев); столкновение добра и зла, света и тьмы прошлого и настоящего в каждом человеке.


Сюжет — двенадцать красноармейцев поддерживают порядок в Петрограде во время комендантского часа, но на самом деле это масштабная панорама постреволюционных
дней.

Композиция кольцевая: в первой и последней главах изображён городской пейзаж, и обе они построены на антитезе (начало поэмы: «черный вечер, белый снег … », конец
поэмы: «Позади – голодный пёс … // Впереди — Иисус христос»).

Поэма состоит из двенадцати глав.

Экспозиция
Глава 1. Атмосфера времени: кругом раздаются проклятия и упрёки новому режиму, все
обитатели старого мира предрекают России смерть от рук большевиков. Тут же появляется патруль из красноармейцев, который вселяет страх.
Завязка
Глава 2. Герои вспоминают Ваньку (бывшего друга, предателя) и Катьку (девушку одного из двенадцати — Петьки, которая также предала его). Теперь власть даёт им право отомстить.

Развитие действия
История красноармейцев, их тяжёлая доля. Они находят оправдания жажде мщения.

Кульминация
Глава 6. Отряд встречается с Ванькой и Катькой, открывает огонь на поражение. Катька погибает, Ванька спасается бегством.

Развязка
Все последующие главы — внутренний конфликт бывшего ухажёра Катьки, его выбор в пользу служения революции.

Эпилог
Глава 12. На пути красноармейцев появляется Христос. С кровавым знаменем в руках он ведёт убийц за собой.

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ
⦁ «Двенадцать» — лиро-эпическая поэма.
⦁ В то же время поэма представляет собой поэтический цикл из двенадцати глав.


ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЕВ

Двенадцать красноармейцев

  • разбойники: бывшие солдаты, бедняки, даже уголовники; каждый из них в отдельности ничего не значит, но вместе они сила революционной стихии, символическое объединение народных масс; восстали против угнетателей, гнев их страшен и беспощаден;
  • революция даёт им возможность осуществлять личную месть под прикрытием классовой ненависти;
  • расстреливают Христа, то есть будущее;
  • готовы отдать за революцию жизнь.

 

Иисус Христос

  • символ бунтарской стихии — указывает путь «с кровавым флагом»;
  • берёт на себя грех убийц, идёт как на Голгофу;
  • настоящее (двенадцать) оставляет прошлое (голодный пёс) и идёт за будущим (Христос)

ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
⦁ Тема: революция.
⦁ Идея: каково будущее, ради которого боролись двенадцать? Возможно ли достичь
справедливого и милосердного мира, который знаменует революция, если двенадцать
идут «без имени святого»?

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА
⦁ Музыкальность: боевой марш, старинный романс, частушка и др.
⦁ Образы-символы: ветер, метель, вьюга, пёс, перекрёсток, Христос.

⦁ Речь: разговорная с жаргонизмами и сокращениями.
⦁ Контраст белого и чёрного.

СОПОСТАВЛЕНИЕ С ДРУГИМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ
К теме революции обращались М. Горький в романе «Мать», В. В. Маяковский в стихотворениях «Ода революции», «Приказ по армии искусства», «Левый марш», Бунин в дневниковых заметках «Окаянные дни», а также С. А. Есенин, Н. А. Островский, М. А. Булгаков и др.

5 / 5. 2

.