5
(1)

— СИСТЕМА ХАРАКТЕРОВ в романе служит главным средством выражения авторской позиции. Персонажи здесь сближаются и разделяются по своим жизненным целям и философским устремлениям.

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ДВОЙНИКИ Раскольникова — Лужин и Свидригайлов — упрощают и «выпрямляют» его идею, их позиции — это своего рода отражения, варианты идеи Раскольникова.


— ЛУЖИН доказывает, что все усилия предприимчивых, деловых людей должны быть направлены исключительно на личное обогащение, на личную выгоду, только таким путем будет достигнуто и общее благополучие. Но бесконечная забота о себе одном , без учета нужд и интересов других, без сочувствия, без сострадания, может довести и до преступления: «А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать». Таким образом, это такая же идея «крови по совести», что и у Раскольникова, скрытая, однако, под личиной прагматизма и рационализма. Она получила название ТЕОРИЯ ЦЕЛЫХ КАФТАНОВ, ведь сам ЛУЖИН говорит о ней так: «Если мне, например, до сих пор говорили: «возлюби», и я возлюблял, то что из того выходило? Выходило то, что я рвал кафтан пополам, делился с ближним, и оба мы оставались наполовину голы, по русской пословице: «Пойдешь за несколькими зайцами разом, и ни одного не достигнешь». Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует, и кафтан твой останется цел.»


— СВИДРИГАЙЛОВ доказывает относительность, условность всяких этических норм: любое дело может быть представлено и оценено и как доброе, и как злое, все зависит от точки зрения, от «широты мышления». Свидригайлов долгое время привлекает внимание Раскольникова — как преступник, на своести которого не одна смерть, но который держится спокойно и уверенно. Родион хочет что-то «позаимствовать у него», пока не убеждается, что это спокойствие циника, давно задушившего в себе нравственное чувство, и что дорога Свидригайлова — путь к самоуничтожению.


— ПОРФИРИЙ ПЕТРОВИЧ. Его идеологическая борьба с Раскольниковым (3 диалога) стимулируется не только защитой правопорядка, но и ЧЕСТОЛЮБИЕМ, желанием сломить сильного противника. В Порфирии тоже живет наполеоновский комплекс, в чем он сам и признается: «Наполеоном-то может быть и не сделался бы, ну а майором бы был-с…» Он любит помучить «жертвочку», поиграть с ней, считая эту жестокость оправданной для благой цели. У Порфирия тот же рассудочный гуманизм, что и у Раскольникова, он обращается с живым человеком как с психологическим материалом. Его собственная психология и помогает ему понять преступника. Порфирий и Раскольников — тоже отражения друг друга.

5 / 5. 1

.