Творчество еще одного широко известного поэта-младосимволиста Максимилиана Александровича Волошина (1877—1932) тоже тяготеет к философичности, многие из его стихов связаны с морем, с югом, с античностью.
В 1893 г. мать поэта купила участок земли в Восточном Крыму, в Коктебельской дблине. С тех пор и до конца жизни личная и творческая биография Волошина была неразрывно связана с этим краем, который он на греческий лад называл Киммерией.
Киммерия — одна из главных тем творчества Волошина. Его стихи о Крыме насыщены философскими и историческими раздумьями, мифологическими образами, археологическими и топографическими реалиями.
Трагедийна и возвышенна любовная лирика Волошина. («Я ждал страданья столько лет», «В мастерской», «Зеркало», «Е. Дмитриевой» и др.). Героини этих произведений романтизированы, одухотворены. В них есть что-то от гри-новских женщин.
В поэзии Волошина отдана дань модным религиозно-мистическим увлечениям начала XX в.: буддизму, теософии, антропософии и др. Однако несмотря на обилие абстрактно-философских понятий и пристрастие к мистическим общениям, Волошин стремился при этом к смысловой точности и зрительной очерченности образов, чем и отличался от некоторых символистов. Это отличие он выразил в стихотворном послании Брюсову 1903 года:
Да, я помню мир иной —
Полустертый, непохожий,
В вашем мире я прохожий,
Близкий всем, всему чужой.
В годы гражданской войны и Октябрьской революции Волошин занял честную позицию патриота, всеми силами стремившегося спасти хотя бы некоторых русских людей — представителей враждующих сторон. Его дом в Коктебеле не раз становился пристанищем «скрывавшимся от петли и расстрела»:
И красный вождь, и белый офицер —
Фанатики непримиримых вер —
Искали здесь, под кровлею поэта,
Убежища, защиты и совета.
Его долгое время обвиняли в стремлении стать «над схваткой». Но это было не так. Самым важным делом для себя он считал, по его словам, «борьбу с террором независимо от его окраски».
В творчестве Волошина прозорливо прозвучала тревога о том, что «не в первый раз мечтая о свободе, мы строим новую тюрьму» («Китеж», 1919).
Свои мрачные настроения по поводу свершившегося t России, поэт выразил в стихотворении «Мир» (1917):
С Россией кончено… На последях
Ее мы прогалдели, проболтали,
Пролузгали, пропили, проплевали,
Замызгали на грязных площадях,
Распродали на улицах: не надо ль
Кому земли, республик, да свобод,
Гражданских прав? И родину народ
Сам выволок на гноище, как падаль…
И все-таки поэт верил в будущее России. Об этом его стихотворение «Заклинание» (1920):
Из крови, пролитой в боях,
Из праха обращенных в прах,
Из мук казненных поколений,
Из душ крестившихся в крови,
Из ненавидящей любви,
Из преступлений, исступлений—
Возникнет праведная Русь.
В заключение еще раз подчеркнем: русский символизм — явление сложное и своеобразное, вобравшее в себя напряженные философско-эстетические искания эпохи.
В лице лучших своих представителей эта поэзия продемонстрировала высокую степень мастерства, широкую перспективу художественного -образа, многозначность поэтического слова. С этими основными достижениями русский символизм и вливается в полноводное русло отечественной и мировой поэзии.
В начале 1910-х годов символизм как художественное течение распадается, и на смену ему приходит акмеизм.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.