0
(0)

Огромной заслугой А.С. Грибоедова является то, что он не ограничился показом в комедии двух-трех типичных представителей русского дворянства, а дал и общий социальный портрет его, изобразив действительно целое общество. Еще современники Грибоедова говорили, что писатель расширил границы искусства, показав, по выражению А. Бестужева, «толпу характеров, обрисованных смело и резко», отмечали это как шаг вперед.
Кроме Фамусова, Скалозуба и Молчалина, в комедии имеется семнадцать эпизодических образов, но этим автор не ограничивается. Он вводит в пьесу множество внесценических лиц, упоминаемых в той или иной связи разными действующими лицами, в особенности Чацким и
Фамусовым. Среди этих вне сценических образов многие даны с краткой характеристикой, но есть и упоминаемые без характеристики, без оценки; однако то, кем и в какой связи они упоминаются, определяет их лицо. Именно внесценические образы расширяют рамки рисуемой автором картины за пределы гостиной фамусовского дома и за пределы Москвы. Они дают Грибоедову возможность коснуться и жизни придворных кругов.
Как же нарисовал Грибоедов групповой портрет дворянства? Основные его черты автор показал в Фамусове и Скалозубе, но, подчеркивая типичность этих лиц, он изображает их на широком фоне московского общества. Мы знакомимся с многочисленными представителями фамусовского общества через упоминаемые Чацким, Фамусовым и другими лицами внесценические образы. Грибоедов как художник таким приемом решает сразу две задачи: рисует социальный
портрет московских дворян и, заставляя Фамусова и Чацкого высказывать резко противоположные мысли об этих людях, подчеркивает принадлежность Чацкого и Фамусова к двум противоположным лагерям, используя таким образом прием контраста для выражения идейной сущности произведения. Далее общее впечатление, сложившееся уже о многих представителях фамусовского общества, расширяется сведениями о них из разговоров Чацкого с Молчалиным. Затем, оно закрепляется автором путем показа шестнадцати эпизодических лиц,
которые своими речами, действиями и поступками подтверждают сложившееся впечатление, делают его живым, конкретным, наглядным. В четвертом действии Репетилов сам собою и всеми упоминаемыми им лицами расширяет общую картину, и, наконец, в финале, в монологе Чацкого, дается обобщенная итоговая характеристика всего московского дворянского общества в целом. Так заканчивается автором групповой портрет общества и вместе с тем мотивируется разрыв с ним Чацкого.

В эпоху больших социальных потрясений, вызванных событиями во Франции и Отечественной войной 1812 года, в момент зарождения революционных обществ в России, это дворянство проникнуто страхом перед нарастающим освободительным движением, сплоченно выступает против всех новых идей, против просвещения, против таких передовых людей, как Чацкий, двоюродный брат Скалозуба, племянник княгини Тугоуховской. Но это общество выведено в комедии Грибоедова в ярких индивидуализированных образах, из которых каждый, являясь типичным представителем дворянства, представляет собою вполне определенную личность. Каждый из них — правдиво нарисованное живое лицо, обладающее определенными, присущими только ему чертами характера и говорящее свойственным ему языком.

0 / 5. 0

.