4
(2)

«Гамлет Щигровского уезда» носит характер совершенно отличный от других рассказов, составляющих «Записки охотника». Он представляет собой более или менее ясно выраженный взгляд самого Тургенева на породу русских гегелианцев сороковых годов, он более может быть рассматриваем как философская статейка, нежели как художественная картина … Устами «Гамлета» высказываются истины, во многом разделяемые и Тургеневым. В тоне «Гамлета Щигровского уезда» слишком много живости, чтобы не видеть за кулисами беллетриста, в меткой и едкой характеристике желавшего выставить недостатки прежнего чисто головного и теоретического направления нашей интеллигенции. Оригинальную, в самом деле, общественную формацию представляют собой русские гегелианцы сороковых годов! Эти люди были обречены на самую печальную участь: постоянно носить в себе элементы страшного раздвоения. Как Янусы новейшего времени, они представлялись, с одной стороны, высокоразвитыми европейцами, а с другой — показывали такие чисто русские наклонности, что оставалось только развести руками и сознаться в невозможности логическим путем объяснить происхождение подобного типа. Что такое, в самом деле, русский гегелианец? Какие его органические признаки? Чем он отличается от предыдущих и последующих эпох? В чем его культурное значение для русской цивилизации? Отвечать на эти вопросы не совсем легко, во-первых, потому, что еще ни один русский гегелианец не дошел до полного понимания самого себя, а во-вторых, — гегелианство проявлялось в таких разнообразных формах, что очень часто является делом едва возможным очистить от иного всероссийского субъекта толстую кору различных веяний, чтобы добраться до сущности его натуры.

4 / 5. 2

.