0
(0)

Странник и воин – главные герои в творчестве Гумилева.

Путешественник в поэзии Гумилева — это рыцарь, служащий прекрасной даме, Музе Дальних Странствий. Он воплощается в известных уже образах Синдбада, Колумба, капитанов, открывателей новых земель», а также в лирическом «я» поэта. В стихотворении «Память» он так характеризует эту ипостась:

Я люблю избранника свободы,
Мореплавателя и стрелка.
Ах, ему так звонко пели воды
И завидовали облака.

Героя-путешественника влечет неизведанное, он завидует «паладинам Зеленого Храма», великим мореплавателям прошлого. Исследование «иных областей» у героя Гумилева превращается в странничество. Он предвидит свою смерть «не на постели, / / При нотариусе и враче», а где-то в «дикой щели». В какой-то момент он преобразуется в паломника и мечтает скончаться под той сикоморой, // Где с Христом отдыхала Мария»

Для гумилевского странника в конечном итоге становится важно не столько познание нового, не стремление к чему-то более красочному, чем обыденная жизнь, а постижение земной красоты, любовь к миру и благословенность земной жизни.

Воин — одна из постоянных «ролей», реализованных поэтом и в творчестве и в жизни. Этот образ ассоциируется прежде всего с активной жизненной позицией, которая диктует способ освоения мира и пространства.

Любимые герои Гумилева — рыцарь, конквистадор, гладиатор, викинг — сильные, мужественные, твердые, привлекательные своей жизнестойкостью люди. Это суровые мужи «расы завоевателей древних», вожди в леопардовых шкурах, чью судьбу и положение примеряет поэт на себя. Отсюда романтический диссонанс поэта с его временем, которое отвергает безусловные для него ценности: «Победа, слава, подвиг — бледные / / Слова, затерянные ныне», Это система ценностей другого времени, понятная Державину, Пушкину.

В зрелых стихах Гумилева военных циклов из этой системы ценностей проистекает чувство благословенности ратного подвига, духовной осмысленности роли воина, который «глас Бога слышит в воинской тревоге / / И Божьими зовет свои дороги ». Как и сам поэт во время войны, его герой обретает идеал служения:

И воистину светло и свято
Дело величавое войны.
Серафимы, ясны и крылаты,
За плечами воинов видны.

Противостояние воина и его врага в военных стихах Гумилева выливается в примирение, прощение и милосердие:

Но тому, о Господи, и силы
И победы царский час даруй,
Кто поверженному скажет: «Милый,
Вот, прими мой братский поцелуй!

0 / 5. 0

.