5
(1)

Кто же главные герои рассказов «Записки охотника»?

  1. Хорь
  2. Калиныч
  3. Касьян
  4. Лукерья
  5. Бирюк

«Хорь и Калиныч» — так называется первый рассказ в «Записках охотника». Перед нами два крестьянина, два различных типа, люди противоположных темпераментов. Вот она, коренастая фигура Хоря, крестьянина-практика. У него большая семья, ее надо прокормить, обуть и одеть и после смерти оставить благоустроенное хозяйство. С большими усилиями, тяжелым упорным трудом дается все это: очистить лес от пней и обратить очищенное место в пахотную землю, иссушить болото.

Хорь, а за ним вся семья, не жалеют сил и трудов. Изо дня в день, с раннего утра до захода солнца они в поле и тщательно обрабатывают каждый свою полосу. Правда, земля далеко не плодородная, но чего только не сделают упорный и непрерывный труд! Постепенно урожай улучшается, Хорь с семьей начинает жить лучше. Хорь домовитый и опытный хозяин. От его острого хозяйского глаза ничто не ускользает: надо ли подправить избу, накормить скот и пр.

Семья большая, но в ней чувствуется сильная рука Хоря, умеющего внушить всем уважение друг к другу и мысль о том, что все работают для одного и того же: для благосостояния всех и каждого в отдельности. Нет обычных в большой семье ссор. Хорь умен и понимает других людей. Он знает и хорошо понимает своего барина и метко определяет других людей. Болотистое место он предпочел более плодородному также неспроста: вдали от барина он будет менее зависим и лучше устроит собственное хозяйство.

Словом, перед нами не мечтатель, не фантазер, задающийся несбыточными планами, а практик, реалист до мозга костей, человек, олицетворяющий ум, здравый смысл, стойкость и энергию русского крестьянина-пахаря — качества, созданные веками упорного труда.

Но близость к природе, полная зависимость от нее и века испытанных страданий создали в крестьянстве и другие качества: любовь к матери-природе, дающей жизнь всему, любовь к каждому творению Божьему, будь до травка или человек, едва заметная букашка, соловей, наполняющий лес своим пением.

Таков Калиныч, таков Касьян. Оба они — восторженные идеалисты, мечтатели, готовые «зажечь мир своими мечтами». «Чуден Божий мир», говорят они. Как все хорошо в нем: греет солнышко и тепло от него всему живущему; пойдет дождик и свежо все в природе, свежо на душе, и пьют живительную влагу травка и деревце. Войдешь в лес: там все шумит, слышно жужжание, слышны чудные напевы птичек, все добывают себе пищу, и все живет. Все живет и чувствует так же, как и человек, а потому нельзя трогать это живое, нельзя убивать птичек и мучить насекомых. Чудно в Божьем мире, пусть человек проникнется этим и станет таким же «чудным», не надо злобы друг к другу, не надо терзать друг друга!

И Калиныч, и Касьян незлобивы. Их жизнь не избаловала, но к другим они не питают никакой злобы, напротив, всегда рады помочь. Они незлобивы и к судьбе, ни на что не жалуются и с необычайной покорностью несут свой крест бедных, обездоленных рабов. Они любят людей, но в то же время чуждаются их, потому что «в человеке справедливости нет». Бессильные уничтожить эту «несправедливость», они уходят от окружающих и не могут приспособиться к ним. Так поступают Касьян, Калиныч и Лукерья («Живые мощи»).

Лукерья и Касьян обладают еще и другими качествами, присущими издавна нашему крестьянству: религиозностью, долготерпением и полным отсутствием эгоизма. Они совершенно забывают о своих страданиях и готовы их сносить, ни на кого и ни на что не жалуясь. Отсюда только один шаг и до подвижничества. Касьяна, например, так и называют «юродивым»; он, действительно, обладает всеми качествами «юродивых», которых народ наш любит и уважает …

Красоту крестьянской души дополняет еще Бирюк («Бирюк»). Эта мрачная фигура — олицетворение сурового долга. Как бы мы ни смотрели на те обязанности, к которым так строго относился герой рассказа, — ведь Бирюк был «врагом» для крестьян, — но нас трогает честность этого человека, который к тому же далеко не плохой человек. Напротив, за суровой внешностью скрывалось и теплое сердце, и душевная отзывчивость. Когда крестьянин, арестованный Бирюком, стал его укорять, он переживал минуты сильного душевного разлада: в нем боролся человек сурового долга и просто человек с теплым сердцем. Последний победил!

Цепи рабства не убили в крестьянстве лучших сторон человеческой души. Это прекрасно обрисовано автором в рассказе «Певцы». Крестьянство умело ценить и понимать мир возвышенный. Сцена происходит в деревенском кабаке. Слушатели — простые, неграмотные крестьяне, «певцы» из тех же крестьян, без всякого музыкального образования. Безграмотный самоучка-музыкант сумел овладеть своей аудиторией, и как тонко поняла она все то, что хотел излить в своей рыдающей песне замученный, забитый талант. Больше того, слушатели прекрасно сумели отличить искреннее, неподдельное чувство от неискреннего. Очевидно, в рабе жила тонкая, глубокая душа.

На этом красивом фоне тем резче вырисовывались те, кто «убил свою душу» либо потому, что порвал связь с землей. Таковы, например, алчный Софрон, бурмистр; таковы все эти «мироеды-кулаки»; таков конторщик Николай Еремеич и вообще почти вся барская прислуга. Но все эти лица далеко не характерны для крестьянства в целом: это только болезненный нарост на здоровом теле. Нарост, который не в состоянии подточить здоровый, сильный организм …

5 / 5. 1

.