4.7
(3)
  1. История создания романа
  2. Композиция и сюжет
  3. Основные образы: Печорин, Максим Максимыч, Бэла, Вера, Грушницкий, Вулич
  4. Идейно-тематическое содержание
  5. Жанровое своеобразие
  6. Художественные особенности
  7. Художественные средства
  8. Сопоставление с другими произведениями

«Герой нашего времени» — первый в русской литературе реалистический социально-психологический, нравственно-философский роман о трагедии незаурядной личности в России
1830-х гг.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

⦁ 1836 г. — возникновение замысла романа. Героем должен был стать молодой гвардейский офицер на фоне столичной жизни.
⦁ 1838-1840 гг. работа над романом. После первой ссылки Лермонтова на Кавказ замысел романа изменился — в основу легли впечатления автора от поездки в Пятигорск, Кисловодск, казачьи станицы, на Терек, пребывание в местах боевых действий, посещение Тамани, встреча с ссыльными декабристами. В этот же период в журнале «Отечественные записки» опубликованы отдельные повести.
⦁ 1840 г. — объединение повестей в роман. Порядок размещения их в романе отличался от последовательности публикации.
⦁ 1841 г. — написание Лермонтовым предисловия ко всему роману как ответ на критические отзывы.

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ

Цель композиции — глубже и полнее раскрыть образ героя своего времени, проследить историю его внутренней жизни. В романе пять рассказов и повестей, объединённых одним героем и идеей.

Для объективности и достоверности сначала повествование ведётся от лица двух рассказчиков (Максима Макси мыча и автора-  повествователя) оценка героя другими персонажами в повестях «Бэла», «Максим Максимыч» и «Предисловии» к «Журналу». Затем в дневнике Печорин проводит самоанализ.

Нарушена реальная хронология событий, что позволяет автору:
⦁ постепенно раскрыть противоречивый характер главного героя — каждая часть дополняет и в чём-то изменяет представление о Печорине;
⦁ подчеркнуть «несвязанность»- жизни главного героя — вся жизнь Печорина проходит на перепутье, он нигде не задерживается надолго.

Фабула
«Тамань» (высылка Печорина из Петербурга на Кавказ; встреча с контрабандистами)

«Княжна Мери» (пребывание Печорина в кавказском санатории, знакомство с Грушницким и княжной)

«Бэла» (ссылка Печорина в военную крепость под начало Максима
Максимыча из-за дуэли с Грушницким)

«Фаталист» (пребывание Печорина в течение двух недель в казацкой станице; история гибели Вулича)

Конец повести «Бэла» (похищение и гибель Бэлы)

«Максим Максимыч- (случайная встреча Максима Максимыча и Печорина через пять лет, встреча автора-повествователя с главным героем, который едет в Персию)

«Предисловие» к «Журналу Печерина» (известие о гибели Печорина в Персии).

Сюжет
«Бэла» ———— «Максим Максимыч» ———— «Предисловие» к «Журналу Печорина» ——- «Тамань» ———-«Княжна Мери» ———«Фаталист».

ОСНОВНЫЕ ОБРАЗЫ

Характер героев романа раскрывается через взаимоотношения с Григорием Печориным, поэтому основные образы произведения рассматриваются автором через призму взаимодействий с ключевой фигурой романа.

Максим Максимыч 

⦁ Максим Максимыч о Печорине: «Ведь есть, право, эдакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи»; «Славный был малый, только немножко странен»;

⦁ Печорин ведёт себя сдержанно-холодно с Максимом Максимычем после пяти лет разлуки; это обидело штабс-капитана, что-то с тех пор в его душе надломилось, он стал ворчливым и замкнутым о Печорине: «Ведь есть, право, эдакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи»; «Славный был малый, только немножко странен»;

⦁ Печорин ведёт себя сдержанно-холодно с Максимом Максимычем после пяти лет разлуки; это обидело штабс-капитана, что-то с тех пор в его душе надломилось, он стал ворчливым и замкнутым

Княжна Мери

⦁ Печорин решает «волочиться» за княжной Мери ради забавы, добивается её любви по своей «системе», которую знает наизусть: « … Но я вас отгадал, милая княжна, берегитесь!»; « … она проведёт ночь без сна и будет плакать. Эта мысль мне доставляет необъятное наслаждение»

⦁ Мери возненавидела Печорина за то, что он играл с её чувствами

Образы  Взаимоотношения с Печориным
Бэла
  • из жажды новых впечатлений Печорин похищает княжну Бэлу:
    «А коли она мне нравится?»;
  • гордая, независимая княжна горячо полюбила Печорина;
  • Бэла — первая невинная жертва Печорина — надоедает ему и погибает;
  • в ответ на слова утешения Печорин «поднял голову и засмеялся» (либо безразличен, либо умеет скрывать страдания)
Вера
  • символично имя Веры в отношении к Печорину — вера в то, что с ней он мог стать лучше;
  • Вера о Печорине: «ты любил меня как собственность», «Ты знаешь, что я твоя раба»;
  • Вера занимала в жизни Печорина особое место: «воспоминание о ней останется неприкосновенным в душе моей»
  • утрата Веры — самая большая потеря для Печорина: «При возможности потерять её навеки Вера стала для меня… дороже жизни, чести, счастья!»
Грушницкий
  • Грушницкий — кривое зеркало Печорина, поэтому между ними возникло противостояние;
  • Грушницкий — очередной эксперимент Печорина. Григорий видит его неискренность и позёрство и хочет раскрыть притворство его натуры;
  • Грушницкий считает Печорина странным и недостойным себя;
  • несмотря на то что Печорин — манипулятор и провокатор, его сильные качества проявились на фоне поступков Грушницкого (Печорин выступил в защиту Мери, честен на дуэли, готов был простить противника); Печорин убил Грушницкого на дуэли.
Вулич
  • офицер Вулич — фаталист, человек, верящий в предопределение судьбы;
  • Вулич и Печорин схожи, они не дорожат своими жизнями, испытывают судьбу Вулич: «я вам предлагаю испробовать на себе, может ли человек своевольно располагать своею жизнию, или каждому из нас заранее назначена роковая минута».
  • Печорин: «Ведь хуже смерти ничего не случится — а смерти не миновать!», но Печорин испытывает судьбу, взвешивая обстоятельства:  «И если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля и рассудок?»
Автор-повествователь
  • у автора и Печорина есть нечто общее как у людей своего времени: они офицеры, участвовали в дуэли, были любовниками замужних женщин, щепетильны в вопросах чести, разочарованные меланхолики;
  • отношение автора к Печорину неоднозначно и неопределённо, сам он намеренно воздерживается от оценки личности героя
Печорин
  • о себе: «Я был скромен — меня обвинили в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло — никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен… я был готов любить весь мир — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть …
  • Лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли»

4.7 / 5. 3

.