- История создания романа
- Композиция и сюжет
- Основные образы: Печорин, Максим Максимыч, Бэла, Вера, Грушницкий, Вулич
- Идейно-тематическое содержание
- Жанровое своеобразие
- Художественные особенности
- Художественные средства
- Сопоставление с другими произведениями
«Герой нашего времени» — первый в русской литературе реалистический социально-психологический, нравственно-философский роман о трагедии незаурядной личности в России
1830-х гг.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
⦁ 1836 г. — возникновение замысла романа. Героем должен был стать молодой гвардейский офицер на фоне столичной жизни.
⦁ 1838-1840 гг. работа над романом. После первой ссылки Лермонтова на Кавказ замысел романа изменился — в основу легли впечатления автора от поездки в Пятигорск, Кисловодск, казачьи станицы, на Терек, пребывание в местах боевых действий, посещение Тамани, встреча с ссыльными декабристами. В этот же период в журнале «Отечественные записки» опубликованы отдельные повести.
⦁ 1840 г. — объединение повестей в роман. Порядок размещения их в романе отличался от последовательности публикации.
⦁ 1841 г. — написание Лермонтовым предисловия ко всему роману как ответ на критические отзывы.
КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ
Цель композиции — глубже и полнее раскрыть образ героя своего времени, проследить историю его внутренней жизни. В романе пять рассказов и повестей, объединённых одним героем и идеей.
Для объективности и достоверности сначала повествование ведётся от лица двух рассказчиков (Максима Макси мыча и автора- повествователя) оценка героя другими персонажами в повестях «Бэла», «Максим Максимыч» и «Предисловии» к «Журналу». Затем в дневнике Печорин проводит самоанализ.
Нарушена реальная хронология событий, что позволяет автору:
⦁ постепенно раскрыть противоречивый характер главного героя — каждая часть дополняет и в чём-то изменяет представление о Печорине;
⦁ подчеркнуть «несвязанность»- жизни главного героя — вся жизнь Печорина проходит на перепутье, он нигде не задерживается надолго.
Фабула
«Тамань» (высылка Печорина из Петербурга на Кавказ; встреча с контрабандистами)
«Княжна Мери» (пребывание Печорина в кавказском санатории, знакомство с Грушницким и княжной)
«Бэла» (ссылка Печорина в военную крепость под начало Максима
Максимыча из-за дуэли с Грушницким)
«Фаталист» (пребывание Печорина в течение двух недель в казацкой станице; история гибели Вулича)
Конец повести «Бэла» (похищение и гибель Бэлы)
«Максим Максимыч- (случайная встреча Максима Максимыча и Печорина через пять лет, встреча автора-повествователя с главным героем, который едет в Персию)
«Предисловие» к «Журналу Печерина» (известие о гибели Печорина в Персии).
Сюжет
«Бэла» ———— «Максим Максимыч» ———— «Предисловие» к «Журналу Печорина» ——- «Тамань» ———-«Княжна Мери» ———«Фаталист».
ОСНОВНЫЕ ОБРАЗЫ
Характер героев романа раскрывается через взаимоотношения с Григорием Печориным, поэтому основные образы произведения рассматриваются автором через призму взаимодействий с ключевой фигурой романа.
Максим Максимыч
⦁ Максим Максимыч о Печорине: «Ведь есть, право, эдакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи»; «Славный был малый, только немножко странен»;
⦁ Печорин ведёт себя сдержанно-холодно с Максимом Максимычем после пяти лет разлуки; это обидело штабс-капитана, что-то с тех пор в его душе надломилось, он стал ворчливым и замкнутым о Печорине: «Ведь есть, право, эдакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи»; «Славный был малый, только немножко странен»;
⦁ Печорин ведёт себя сдержанно-холодно с Максимом Максимычем после пяти лет разлуки; это обидело штабс-капитана, что-то с тех пор в его душе надломилось, он стал ворчливым и замкнутым
Княжна Мери
⦁ Печорин решает «волочиться» за княжной Мери ради забавы, добивается её любви по своей «системе», которую знает наизусть: « … Но я вас отгадал, милая княжна, берегитесь!»; « … она проведёт ночь без сна и будет плакать. Эта мысль мне доставляет необъятное наслаждение»
⦁ Мери возненавидела Печорина за то, что он играл с её чувствами
Образы | Взаимоотношения с Печориным |
Бэла |
|
Вера |
|
Грушницкий |
|
Вулич |
|
Автор-повествователь |
|
Печорин |
|
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.