4.7
(3)
  1. История создания романа
  2. Композиция и сюжет
  3. Основные образы: Печорин, Максим Максимыч, Бэла, Вера, Грушницкий, Вулич
  4. Идейно-тематическое содержание
  5. Жанровое своеобразие
  6. Художественные особенности
  7. Художественные средства
  8. Сопоставление с другими произведениями

«Герой нашего времени» — первый в русской литературе реалистический социально-психологический, нравственно-философский роман о трагедии незаурядной личности в России
1830-х гг.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

⦁ 1836 г. — возникновение замысла романа. Героем должен был стать молодой гвардейский офицер на фоне столичной жизни.
⦁ 1838-1840 гг. работа над романом. После первой ссылки Лермонтова на Кавказ замысел романа изменился — в основу легли впечатления автора от поездки в Пятигорск, Кисловодск, казачьи станицы, на Терек, пребывание в местах боевых действий, посещение Тамани, встреча с ссыльными декабристами. В этот же период в журнале «Отечественные записки» опубликованы отдельные повести.
⦁ 1840 г. — объединение повестей в роман. Порядок размещения их в романе отличался от последовательности публикации.
⦁ 1841 г. — написание Лермонтовым предисловия ко всему роману как ответ на критические отзывы.

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ

Цель композиции — глубже и полнее раскрыть образ героя своего времени, проследить историю его внутренней жизни. В романе пять рассказов и повестей, объединённых одним героем и идеей.

Для объективности и достоверности сначала повествование ведётся от лица двух рассказчиков (Максима Макси мыча и автора-  повествователя) оценка героя другими персонажами в повестях «Бэла», «Максим Максимыч» и «Предисловии» к «Журналу». Затем в дневнике Печорин проводит самоанализ.

Нарушена реальная хронология событий, что позволяет автору:
⦁ постепенно раскрыть противоречивый характер главного героя — каждая часть дополняет и в чём-то изменяет представление о Печорине;
⦁ подчеркнуть «несвязанность»- жизни главного героя — вся жизнь Печорина проходит на перепутье, он нигде не задерживается надолго.

Фабула
«Тамань» (высылка Печорина из Петербурга на Кавказ; встреча с контрабандистами)

«Княжна Мери» (пребывание Печорина в кавказском санатории, знакомство с Грушницким и княжной)

«Бэла» (ссылка Печорина в военную крепость под начало Максима
Максимыча из-за дуэли с Грушницким)

«Фаталист» (пребывание Печорина в течение двух недель в казацкой станице; история гибели Вулича)

Конец повести «Бэла» (похищение и гибель Бэлы)

«Максим Максимыч- (случайная встреча Максима Максимыча и Печорина через пять лет, встреча автора-повествователя с главным героем, который едет в Персию)

«Предисловие» к «Журналу Печерина» (известие о гибели Печорина в Персии).

Сюжет
«Бэла» ———— «Максим Максимыч» ———— «Предисловие» к «Журналу Печорина» ——- «Тамань» ———-«Княжна Мери» ———«Фаталист».

ОСНОВНЫЕ ОБРАЗЫ

Характер героев романа раскрывается через взаимоотношения с Григорием Печориным, поэтому основные образы произведения рассматриваются автором через призму взаимодействий с ключевой фигурой романа.

Максим Максимыч 

⦁ Максим Максимыч о Печорине: «Ведь есть, право, эдакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи»; «Славный был малый, только немножко странен»;

⦁ Печорин ведёт себя сдержанно-холодно с Максимом Максимычем после пяти лет разлуки; это обидело штабс-капитана, что-то с тех пор в его душе надломилось, он стал ворчливым и замкнутым о Печорине: «Ведь есть, право, эдакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи»; «Славный был малый, только немножко странен»;

⦁ Печорин ведёт себя сдержанно-холодно с Максимом Максимычем после пяти лет разлуки; это обидело штабс-капитана, что-то с тех пор в его душе надломилось, он стал ворчливым и замкнутым

Княжна Мери

⦁ Печорин решает «волочиться» за княжной Мери ради забавы, добивается её любви по своей «системе», которую знает наизусть: « … Но я вас отгадал, милая княжна, берегитесь!»; « … она проведёт ночь без сна и будет плакать. Эта мысль мне доставляет необъятное наслаждение»

⦁ Мери возненавидела Печорина за то, что он играл с её чувствами

Образы Взаимоотношения с Печориным

 

Бэла

⦁ из жажды новых впечатлений Печорин похищает княжну Бэлу:
«А коли она мне нравится?»;

⦁ гордая, независимая княжна горячо полюбила Печорина;

⦁ Бэла — первая невинная жертва Печорина — надоедает ему и погибает;

⦁ в ответ на слова утешения Печорин «поднял голову и засмеялся» (либо безразличен, либо умеет скрывать страдания)

Вера

⦁ символично имя Веры в отношении к Печорину — вера в то, что с ней он мог стать лучше;

⦁ Вера о Печорине: « … ты любил меня как собственность», «Ты знаешь, что я твоя раба … »;

⦁ Вера занимала в жизни Печорина особое место: «воспоминание о ней останется неприкосновенным в душе моей»

⦁ утрата Веры — самая большая потеря для Печорина: «При возможности потерять её навеки Вера стала для меня… дороже жизни, чести, счастья!»

Грушницкий

⦁ Грушницкий — кривое зеркало Печорина, поэтому между ними возникло противостояние;

⦁ Грушницкий — очередной эксперимент Печорина. Григорий видит его неискренность и позёрство и хочет раскрыть притворство его натуры;

⦁ Грушницкий считает Печорина странным и недостойным себя;

⦁ несмотря на то что Печорин — манипулятор и провокатор, его сильные качества проявились на фоне поступков Грушницкого (Печорин выступил в защиту Мери, честен на дуэли, готов был простить противника); Печорин убил Грушницкого на дуэли.

Вулич

⦁ офицер Вулич — фаталист, человек, верящий в предопределение судьбы;

⦁ Вулич и Печорин схожи, они не дорожат своими жизнями, испытывают судьбу Вулич: «я вам предлагаю испробовать на себе, может ли человек своевольно располагать своею жизнию, или каждому из нас заранее назначена роковая минута».

Печорин: «Ведь хуже смерти ничего не случится — а смерти не миновать!», но Печорин испытывает судьбу, взвешивая обстоятельства:  «И если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля и рассудок?»                                  

Автор-повествователь

⦁ у автора и Печорина есть нечто общее как у людей своего времени: они офицеры, участвовали в дуэли, были любовниками замужних женщин, щепетильны в вопросах чести, разочарованные меланхолики;

⦁ отношение автора к Печорину неоднозначно и неопределённо, сам он намеренно воздерживается от оценки личности героя

Печорин

⦁ о себе: «Я был скромен — меня обвинили в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло — никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен… я был готов любить весь мир — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть …
Лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли»

ИДЕЙНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Тема: «лишний человек»: незаурядная личность с её достоинствами и пороками в эпоху безвременья, потеря жизненных ориентиров, отсутствие идеалов и устремлений у молодого поколения.
Идея: в романе изображена общественная ситуация в период николаевской реакции, наступившей после разгрома восстания декабристов. Социально-философские идеалы декабристов должны были быть переосмыслены следующими поколениями.

Однако к тому времени, когда в активную общественную жизнь вступило поколение Лермонтова (по возрасту они были детьми или младшими братьями декабристов), русское общество ещё не выработало новых идеалов, из-за чего молодые люди чувствовали
свою ненужность.

Ещё одна идея: любые замечательные личные качества ничтожны без нравственных идеалов. Пустая жизнь несёт разочарование и страдания главному герою, а также всем, кто оказывается с ним рядом.

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ

Произведение М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» можно назвать социальным, психологическим, философским романом, поскольку в нём раскрываются социальные, психологические, философские и нравственные проблемы российского общества 1830-
1840-х гг.

Роман «Герой нашего времени» сочетает черты романтизма и реализма.

Черты романтизма:

⦁ в характере Печорина есть черты романтического героя:
противопоставление себя обществу; страстность;
⦁ внимание внутреннему миру героя

Черты реализма:

⦁ Печорин наделён типичными чертами, присущими его времени и обществу;
⦁ объективность (автор сознательно отделяет себя от героя);
⦁ историзм (изображение обстоятельств, в которых сложился характер героя);
⦁ психологизм (внутренний мир героя — объект художественного изучения)

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ

⦁ Пейзаж тесно связан с чувствами героев, помогает раскрыть их характеры, поэтому он эмоционален: беспокойная, капризная стихия моря — естественная среда для контрабандистов из главы «Тамань», природа в «Княжне Мери» становится психологическим средством раскрытия характера Печорина; в «Фаталисте» холодный свет сияющих звёзд на тёмном небе наводит Печорина на философские размышления о роке и предопределении.

⦁ Психологический портрет связывает внешность героя с особенностями его внутреннего мира: «крепкое сложение» и «женская нежность» бледной кожи, «пыльный бархатный сюртучок» и «ослепительно чистое бельё- под ним, светлые волосы и чёрные
брови — такие черты указывают на сложность и противоречивость натуры Печорина,

⦁ Индивидуальные детали в портретах героев — знаки, по которым опознаётся персонаж (бархатные глаза княжны Меры, глаза
Печорина «не смеялись, когда он смеялся»).

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

⦁ Сравнения: как теперь гляжу на эту лошадь: вороная как смоль; бледный как смерть; все горы видны были как на блюдечке; воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка; заснул сном Наполеона после Ватерлоо; сверкает, как змея своею чешуёю.

⦁ Эпитеты: красноватые скалы, зелёным плющом, золотая бахрома снегов, жёлтые обрывы, серебряной нитью, голубоватый туман, отрадное чувство, измученный конь.

⦁ Метафоры: Арагва, обнявшись с другой безыменной речкой, в облаке, которое ещё с вечера отдыхало на вершине Гуд-горы; снега горели румяным блеском так весело; мысль молотком ударяла мне в сердце; бешеные замыслы роились в голове моей; я думал, грудь моя разорвётся.

СОПОСТАВЛЕНИЕ С ДРУГИМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ

Тема «лишнего человека» раскрывается в романе «Евгений Онегин» Пушкина. Однако между главными героями Лермонтова и Пушкина существуют кардинальные различия.

Печорин жил в эпоху общественного гнёта и бездействия, Онегин — в период общественно-политического оживления и мог быть декабристом.  У Печорина такой возможности не было. По-
этому, как писал Белинский, «Онегин скучает, а Печорин глубоко страдает».

К теме дуэли (поединка) М. Ю. Лермонтов обращается в «Песне про купца Калашникова», эта тема звучит в романах «Евгений Онегин»
А. С. Пушкина, «Отцы и дети» И. С. Тургенева, повестях «Дуэль» А. П. Чехова, «Поединок» А. И. Куприна.

4.7 / 5. 3

.