5
(1)

Гибель Най-Турса и спасение Николки (анализ эпизода из 11 главы части 2 романа М. А. Булгакова «Белая гвардия»)

Новизна романа Булгакова «Белая гвардия» состояла прежде всего в том, что спустя пять лет после окончания гражданской войны, когда еще не утихла взаимная ненависть, он осмелился показать офицеров белой гвардии не в плакатной личине «врага», а как обычных – хороших и плохих, мучащихся и заблуждающихся, умных и ограниченных – людей, показал их изнутри, а лучших в этой среде – с очевидным сочувствием. Чем же привлекают Булгакова эти люди? И в Най-Турсе, и в Николке он больше всего ценит мужественную прямоту, верность чести, которая особенно ярко проявилась в сцене гибели Най-Турса (11 глава, часть 2 романа). Событийная канва эпизода такова.

Единственная часть, обороняющая Город от подступающих армий Петлюры и достойно укомплектованная – часть полковника Най-Турса. Най-Турс формирует свою часть в рекордно короткие сроки, резко и решительно (достав оружие) «грабит» отдел снабжения, забирая все имеющиеся на складе валенки. Най-Турс не считается с бюрократической волокитой «штабных», действует по обстоятельствам, решительно, всю ответственность берет на себя и первым отправляется защищать Город. Николка неожиданно оказывается командиром отдела первой пехотной дружины (28 юнкеров), поскольку настоящий командир неожиданно пропал. Из штаба поступает приказ юнкерам выступить в распоряжение Най-Турса. По дороге Николке встречаются беспорядочно бегущие юнкера, которые на ходу бросают винтовки.

Николка сталкивается с самим Най-Турсом, который приказывает своим солдатам разоружаться, срывать погоны и спасаться бегством проходными дворами. Николка заявляет полковнику, что «не желает» отступать. Полковник пытается его убедить, приводит веские аргументы. Пока Николка соображает, как достойно поступить в этой ситуации, Най-Турса смертельно ранит пулей. Последние его слова, обращенные к Николке, призывают того не геройствовать и спасаться.

Гибель оказалась логическим исходом из того нравственного тупика, в котором оказывается полковник. Офицерская честь требовала защиты белого знамени, верности присяге, царю и отечеству, и Най-Турс мучительно переживает крушение веры в святость этих идеалов. Но для любимых героев Булгакова честь – это еще и верность другим людям, товариществу, долг перед младшими и слабыми.

Полковник Малышев еще раньше распускает юнкеров по домам, поняв бессмысленность сопротивления. Най-Турс сражается до конца, а когда видит, что дело проиграно, срывает с юнкера, почти мальчика, погоны и прикрывает его отход пулеметом. Николка мечется по простреливаемым улицам города, ища близких Най-Турса, чтобы сообщить им о его смерти, а потом, рискуя собой, хочет похитить тело погибшего командира, извлекая его из горы трупов в подвале анатомического театра.

Итак, сцена гибели Най-Турса и спасения Николки занимает важное место в идейно-художественном содержании романа, так как особенно ярко выражает главную мысль повествования – честь – это тот главный стержень, который, собственно, делает человека человеком. Слово «честь» проходит в романе как лейтмотив. И присутствие чести, или ее отсутствие, сказывается во всех областях, в которых человек так или иначе пытается реализоваться. Най-Турс реализовался в полной мере, защищая своих подчиненных, спасая их жизни.

Та тональность, в которой выдержан весь роман, глубоко нравственна по своей сути. Страдания и муки братоубийственной войны, сознание справедливости того, что в романе названо «корявый мужичонков гнев», и вместе с тем боль от попрания старых человеческих ценностей вели Булгакова к созданию своей необычной этики – по существу безрелигиозной, но сохраняющей черты христианской нравственной традиции.

 

5 / 5. 1

.