Внезапное появление в доме Чацкого выбивает из колеи Фамусова. Он опасается, что Чацкий внесет не нужную суету и оживление в его дом. Фамусов-убежденный крепостник, не молод, готовый за малейшее повиновение сослать в Сибирь крепостных своих. Он ненавистник просвещения. В Фамусове есть черты так же чиновничества-оплота царского самодержавия.
Не смогла побороть в себе желание жить в комфорте и сама Софья «фронтовой товарищ» и любимая девушка Чацкого. Нет уверенности, что Софья испугалась молвы или трудностей со сплетнями. Скорее всего, это не суета и опасения, а продуманный выбор, с заявкой на долгое и счастливое будущее, касающееся, прежде всего, её самой, а потом уже и всех, кто стоял поближе.
Соприкасаясь с Лизой, каждый герой предстает перед нами в своем истинном лице. Фамусов который «монашеским известен поведеньем» в тихую волочиться за служанкой, Молчалин, любящий барышню «по должности» , тоже не прочь приударить за Лизой. В отличие от Софьи, Лиза понимает, что настоящую любовь надо искать в своей среде.
Пределом ее мечтаний является «буфетчик Петруша». Правда, мы не знаем, отвечает ли он ей взаимностью. «Барский гнев» не минует Лизу. Фамусов, узнав о встречах Софьи с Молчалиным, обвиняет во всем горничную: «Ты, быстроглазая, всё от твоих проказ; Вот он, Кузнецкий мост, наряды и обновы; Там выучилась ты любовников сводить. » Девушке грозит возвращение в деревню, «за птицами ходить» , а это очень тяжело после жизни при господах. В итоге, обе девушки наказаны.
Софья — за попытку выйти из-под гнета отца, Лиза — за помощь ей. Но если Софья, потеряв любовь, все равно останется в «фамусовском» обществе и со временем привыкнет к нему, то Лиза, как подневольный человек, теряет все: и жизнь в барском доме, и любимого Петрушу.
Два характера, два типа поведения, две судьбы. И Софья, и Лиза мечтают о любви и счастье, но несмотря на разное общественное положение, образование и воспитание, в финале они оказываются наедине с разбитыми мечтами. Женщины в «фамусовским» обществе должны выполнять требованиям мужчин этого общества, иначе их или используют, как Софью, или раздавят, как Лизу.
Переведен Фамусовым из Твери, благодаря его протекции получил чин коллежского асессора, числится «по архивам», но фактически состоит личным, домашним секретарем «благодететеля»; здесь же, в чуланчике, и живет. Молчалин неукоснительно следует отцовскому завету: «угождать всем людям без изъятия — хозяину.. . начальнику.. . слуге его.. . собачке дворника, чтоб ласковей была». На протяжении всей комедии повторяется сюжетный мотив падения. (Чацкий рассказывает о том, что по дороге «падал много раз»). Но только падение Молчалина с лошади, при вести о котором Софья лишается чувств, «рифмуется» с «образцовым» падением фамусовского дяди Максима Петровича: «Упал он больно — встал здорово». Молчалин повторяет траекторию падения Максима Петровича.
Роман Молчалина с Софьей тоже порожден необходимостью неустанно угождать. Молчалин послушно выполняет навязанную ему роль платонического воздыхателя. Молчалин не рассчитывает таким образом заслужить благосклонность Фамусова. Но отказаться от угождения дочери «такого человека» он не в состоянии. И, испытывая неприязнь к Софье, принимает вид любовника — поскольку ей так угодно. Характерные черты Молчалина: стремление к карьере, умение выслужиться, лицемерие.
Главная черта Чацкого — вольный ум, здравомыслие, «озлобленный ум» критически мыслящего человека. Он «не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием». Ум Чацкого сверкает в его пылких монологах, в его метких характеристиках, в каждой его реплике. Сначала он весел и шутит вовсе не зло, и лишь когда Фамусов, ставя ему в пример «старших», задевает самые дорогие его убеждения, только тогда он начинает сражение.
Он участвовал в войне 1812 года, но орден «на шею» получил не за боевые подвиги, а по случаю военных торжеств. С. «метит в генералы» . Герой презирает книжную мудрость. Он уничижительно отзывается о своем двоюродном брате, читающем книги в деревне. С. пытается внешне и внутренне приукрасить себя.
Он одевается по армейской моде, «перетягиваясь» ремнями, чтобы грудь была колесом. Ничего не поняв в обличительных монологах Чацкого, он, тем не менее, присоединяется к его мнению, говоря всякие глупости и вздор.
Они не так давно поженились. Судя по всему, муж заметно старше Натальи Дмитриевны: «…Мой муж – прелестный муж…» Наталья Дмитриевна — привлекательная дама. Она хороша собой, полна и свежа: Как многие молодые барышни, Наталья Дмитриевна Горич любит балы и вечера. Муж не разделяет ее интересов, но терпеливо ездит с ней на светские мероприятия
Когда Софья отталкивает от себя Чацкого, она спасает его от судьбы Горича. Чацкий использует редкое обращение к Горичу — «брат» — это показатель не только дружеско-этикетный, но и даже духовной близости, связывавшей этих людей в прошлом. Аналогичным образом, как молочный брат. Однако нынешний Горич, играющий от скуки на флейте тот же самый мотив, который играл пять лет назад, типологически ближе к образу Молчалина, который играет три года на флейте. Горич — именно тот, в кого превратится Молчалин, когда женится: станет мужем-слугой, мужем-мальчиком, чтобы «за других себя забыть». Горич — робкий и застенчивый, в то время как Чацкий — порывистый и открытый.
Горич достаточно умён, чтобы осознавать, что находится в положении мужа-шпица, который «ваш шпиц — прелестный шпиц» и «ваш муж — прелестный муж». Чацкий грустит по временам, когда знал Горича как бодрого, живого человека. Наталья Дмитриевна Горич не даёт мужу даже рта раскрыть, дрессируя его как ручную собачку. И Платон Михайлович с горечью говорит Чацкому «теперь, брат, я не тот». Говорящая фамилия раскрывает своё значение в полную силу.
Все эти дамы принадлежат к «веку минувшему» и тем самым участвуют в социальном конфликте пьесы. Именно женские образы помогают лучше понять устои и жизненные принципы Москвы 10-20-х годов XIX века. Дамы тоже чтят чины и ценят людей не по их заслугам, а по материальному благосостоянию.
Например, княгиня Тугоуховская, которая оценивает всех молодых людей как возможных женихов для своих дочерей, спрашивает: «Он камер-юнкер?. . Богат? » Узнав же, что Чацкий не богат и не занимает никакого поста, перестает им интересоваться.
В пьесе говорится об этом так: «И в женах, в дочерях к мундиру та же страсть» . Не только мужчины «века минувшего» сгибаются «вперегиб» перед вышестоящими. Так, Наталья Дмитриевна разговаривает с княгинями «тоненьким голоском» и «лобызается» с ними —они князья. Мужчины не имеют никакого права голоса. Женщины правят домом и обществом.
Княгиня Тугоуховская командует мужем: «Князь, князь, назад», а жена Платона Михайловича обращается с ним как с ребенком, не давая и рта раскрыть: «Послушайся разочек, мой милый, застегнись скорей».
Едва приехав на бал, она сожалеет о том, что приехала слишком рано. Уезжая же с бала, графиня-внучка так отзывается о нем: «Ну бал!. . И не с кем говорить, и не с кем танцевать! » Ее злит, что на балу она не познакомилась ни с кем, за кого можно было бы выйти замуж.
Хрюмина-внучка выказывает свое восхищение перед всем иностранным, обнаруживает пристрастие к «модным лавкам» . Она часто употребляет французские слова, даже произносит несколько целых фраз по-французски, чего в комедии больше никто не делает. В ее лице Грибоедов высмеивает еще одну характерную черту дворянства того времени: преклонение перед всем иностранным.
В обществе Фамусова он определил для себя роль всеобщего угодника и прислужника, который всегда ищет случая угодить своим поведением и лестью и, что еще лучше, неожиданными подарками, поэтому и этим всегда вызывает большую симпатию и одобрение у всего окружения. Например, гостье Хлестовой он двух «арапченков» достал на ярмарке или, что скорее всего, сплутовал их в карты и Софье достал билет в театр, когда никто не смог этого сделать
Хлестова вершит общественный суд, потому что являет собой старшую часть общества вместе с сестрой Прасковьей. Все спрашивают её совета, делают всё с оглядкой на неё и пытаются подслужиться, дабы получить хорошую должность или повышение по службе, своевольная, по словам Гончарова — «остаток екатерининского века» .
В образе Хлестовой Грибоедов раскрывает жестокость крепостных устоев, при которых к людям относятся, как к собакам. Для нее крепостной человек — все равно что собака. Она просит Софью: «Вели их накормить ужо, дружочек мой» — и тотчас про них забывает.
Вообще, вся история сплетни, обрастающей все более и более комическими деталями (например, разговор глуховатой графини-бабушки с Загорецким и ее же разговор с глухим князем Тугоуховским, ярко сатирически рисует страсть московского дворянства к сплетням и умение распространять их с молниеносной быстротой. Сплетни были основной пищей для ума и языка ничем не занятых, паразитически существовавших бездельников.
Будучи сами сплетниками, московские дворяне очень боятся молвы. Эта боязнь выражена в словах Молчалина: «Ах, злые языки страшнее пистолета!» Недаром Фамусов так боится, «что будет говорить княгиня Марья Алексевна», а Чацкий с горечью замечает, что из таких сплетен и составляется «общественное мненье».
Репетилов – второстепенный персонаж в комедии «Горе от ума», который появляется самым последним на балу у Фамусова. Он старый приятель Чацкого, чем можно судить по словам, с которыми он его встречает: «Сердечный друг! Любезный друг!».
С другой стороны, очень скоро становится ясно, что этот персонаж просто пустой болтун и поверхностный человек. Он так же радостно приветствует Скалозуба и других гостей Фамусова. Однозначно его называть чьим-то другом нельзя, но можно без сомнений причислить к представителям «фамусовского общества». Репетилов изображен сатирически. Сам о себе он говорит: «Я жалок, я смешон, я неуч, я дурак». За двадцать минут он умудряется пересказать все детали своей жизни, внезапно перескакивая с одной темы на другую.
По его тираде можно понять, что он из категории «москвичей-либералов», то есть тех, кто много болтает о трудном положении в стране, но ничего не делает, чтобы для изменений в лучшую сторону. Как оказалось, этот герой мечтал об удачной карьере, но вместо того, чтобы честно служить, он выбрал более короткий путь – породниться с богатым человеком.
Таким образом, Репетилов женился на дочери богатого чиновника и ни в чем себе не отказывал. Будучи в отставке, он всецело отдавался развлечениям: званым обеда, вечерам, картам. Несмотря на все свои недостатки, этот персонаж показан добрым и жизнерадостным человеком. Он просто не имел никаких особых достоинств или способностей, поэтому довольствовался тем, что мог повеселить публику своей пустой болтовней.
Фамилия его связана с латинским глаголом «repetere», который переводится, как «повторять, повторяться». Репетилов является членом престижного Английского клуба для дворянской элиты.
Петрушка в пьесе практически не произносит речей, им всецело распоряжается хозяин дома Фамусов, приказывая ему «Поди» , «Пошел же, торопись» . И он подчиняется. петруша — именно тот мальчик-муж и муж-слуга, образ которого пугает Чацкого и становится ролевой моделью многим представителям типичного московского общества тех времён: к примеру, Платону Михайловичу Горину.
Двойное или даже тройное двойничество Петрушки показывает уровень мастерства автора, Александра Сергеевича Грибоедова, который не вписывает в текст пьесы ни одного героя просто так, только лишь с умыслом. В консервативной московской среде мужьям не давали и рта раскрыть, поэтому бессловесность петрушки в пьесе — говорящий образ.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.