«Горе от ума» — краткое содержание для читательского дневника

Биография Грибоедова
Александр Сергеевич Грибоедов (1795-1829) Александр Сергеевич Грибоедов родился в старинной дворянской семье и получил блестящее разностороннее образование. Он знал 8 языков и был талантливым музыкантом. Писатель был близко знаком с декабристами и горячо поддерживал их взгляды, не разделяя, однако, методов борьбы. Пушкин называл его «одним из самых умных людей в России». Талантливый дипломат, Грибоедов, несмотря на опалу, был назначен полномочным послом в Персии (Иран), где твердо и неподкупно добивался уважения к России и к ее требованиям. Умер он очень трагично: толпа, взявшая штурмом русское посольство в Персии, растерзала российского дипломата. Опознать его удалось только по перстню на пальце.

Действие происходит в Москве, в доме Фамусова

Действие 1

Утро, гостиная. Перед дверью в комнату Софьи спит Лиза.  Проснувшись, она пытается достучаться до хозяйки, чтобы сказать, что ей пора провожать гостя. Входит Фамусов, который хочет узнать, почему ночью слышал то флейту, то фортепьяно, заигрывает с Лизой. Она говорит громким голосом, стараясь дать знак своей барышне, что здесь ее отец.

Софья зовет Лизу, Фамусов уходит. Из комнаты Софьи выходит она сама и Молчалин, Лиза укоряет их в неосмотрительности. Софья объясняет: «Счастливые часов не наблюдают». Входит Фамусов, он удивлен присутствием Молчалина. Тот говорит, что только вошел. Фамусов подозревает обман и ругает французов, которые оказывают дурное влияние на девиц.

Софья делает вид, что ничего не понимает, пытается сделать виноватым Фамусова: он вбежал «так проворно», что она испугалась. Фамусов иронизирует по этому поводу. Софья объясняет испуг страшным сном. Фамусов все же говорит об обмане, допрашивает Молчалина, тот отвечает, что явился сюда на голос Фамусова. Они уходят.

Лиза говорит Софье, что ее любовь к Молчалину безнадежна, так как батюшка, как «все московские», желает зятя «со звездами да с чинами», а кроме того, с деньгами. Подходящий жених — полковник Скалозуб. Но Софья говорит, что он не вымолвил ни одного умного слова и замуж за него она не хочет. Тогда Лиза вспоминает остроумного Чацкого, который воспитывался в доме Фамусова и был связан детской дружбой и первыми нежными отношениями с Софьей. Но Чацкий уехал три года назад, так как ему стало скучно в доме Фамусова.

Софья обижена на него, считая, что юноша слишком много возомнил о себе ( «Вот об себе задумал он высоко», а ее бросил. Молчалин лучше Чацкого, говорит Софья: он «за других себя забыть готов).

Появляется Чацкий. Он засыпает Софью вопросами, один из которых- не влюблена ли она? Софья не отвечает. Чацкий вспоминает юные годы и общих знакомых москвичей, делая в их адрес ироничные замечания. Но все же Чацкий рад, что он в Москве: «И дым отечества нам сладок и приятен».

Случайно Чацкий вспоминает Молчалина и говорит, что тот далеко пойдет: «Ведь нынче любят бессловесных». Софья в сторону говорит, что Чацкий «не человек, змея». Приходит Фамусов. Он размышляет, кого больше опасается видеть в качестве жениха дочери — Молчалина или Чацкого.

Молчалин — нищий, Чацкий — франт, да кроме того еще мот и сорванец. «Что за комиссия, Создатель, быть взрослой дочери отцом» — заключает Фамусов.

Действие 2

Фамусов диктует Петрушке свои планы на пред стоящую неделю, тот записывает. Фамусову предстоит идти на погребенье некоего Кузьмы Петровича, которого он очень уважает:

Кузьма Петрович был «камергер с ключом и сыну ключ умел доставить», сам был богат и женился на богатой, переженил детей и внучат, теперь скончался. «Что за тузы в Москве живут и умирают» — восхищается и сожалеет Фамусов.

Приходит Чацкий. Фамусов пытается узнать, не метит ли Чацкий в женихи. Тот интересуется мнением на этот счет Фамусова, который дает советы: не управлять оплошно именьем, но главное — «послужить». Чацкий отвечает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

Возмущенный взглядами молодого поколения, Фамусов приводит в пример дядю, который получил высокий чин и стал богатым, прислуживая императрице.

Чацкий говорит о раболепстве, о том, что настали новые времена и что «хоть есть охотники поподличать везде, да нынче смех страшит и держит стыд в узде». Фамусов в ужасе называет его карбонарием, закрывает уши и обещает, что Чацкого «упекут под суд». Слуга. докладывает о приходе полковника Скалозуба.

Фамусов спешит встречать гостя. Чацкий думает, не является ли полковник женихом Софьи.

Из беседы со Скалозубом выясняется, что тот стремится к генеральству, Фамусов этим очень доволен и намекает, что неплохо бы «речь завести об генеральше».

Он хвалит московское дворянство, говоря о старшем консервативном поколении, «умной» молодежи, властолюбивых женщинах (ими он не вполне доволен). Чацкого Фамусов представляет как умного молодого человека, который, к сожалению, бесцельно растрачивает талант, за что его и осуждает. На это Чацкий произносит монолог «А судьи кто?», где обличает льстецов и крепостников, которые «грабительством богаты» и находят защиту от суда в друзьях и в родстве, и прославляет свободных духом молодых людей, которые не хотят искать чинов и мест.

Фамусов уходит. Скалозуб ничего не понял из слов Чацкого, он думает, что Чацкий критикует тех, кто преклоняется перед гвардейским мундиром.

Появляется Софья, бежит к окну и, воскликнув: «Ах! Боже мой! Упал, убился!», теряет чувства. Оказывается, что с лошади упал Молчалин. Скалозуб идет посмотреть, как этот «жалкий ездок» «треснулся». Чацкий помогает Софьи очнуться от обморока, в его голову закрадываются подозрения, что она любит Молчалина.

Софья укоряет Молчалина за неосторожность, а он ее — за излишнюю откровенность (злые языки страшнее пистолета»).  Молчалин наедине с Лизой обещает ей за любовь подарки.

Действие 3

Чацкий гадает, кого любит Софья — Молчалина или Скалозуба. Входит Софья, и Чацкий решает притвориться, чтобы, наконец, выяснить правду. Он хвалит Молчалина, его бойкий ум, но спрашивает, любит ли Молчалин Софью и стоит ли он ее. Девушка объясняет, что ей нравится в Молчалине . Она при- знает, что в нем нет блестящего ума Чацкого: «Да эдакий ли ум семейство осчастливит? » — говорит Софья. Однако Чацкий все же не верит, что она любит Молчалина. Девушка уходит.

Входит Молчалин. Чацкий затевает с ним разговор, после которого окончательно решает, что Софья над ним посмеялась, ведь нельзя же любить того, чьи жизненные принципы сводятся к раболепию и нежеланию иметь свое мнение.

Вечером к Фамусовым съезжаются гости. Чацкий встречает семью Горичей и поражается переменам в старом друге Плато- не Михайловиче: он раньше служил вместе с Чацким, теперь «московский житель и женат», а главное — он полностью под каблуком своей жены.

Приезжает семья Тугоуховских. Княгиня, узнав, что Чацкий холост, посылает мужа звать его на обед, но, выяснив, что Чацкий беден, зовет князя назад. Графиня-внучка, явившись, говорит бабушке, что они приехали первые, не обращая внимания на присутствующих и не приветствуя их.

Загорецкий демонстрирует Софье, как готов ей услужить: он с таким трудом достал билет на завтрашний спектакль. Софья в разговоре с г. N., который очень интересуется Чацким и его поведением, говорит, что тот «не в своем уме». Г. N. хочет видеть в этом буквальный смысл, . то есть то, что Чацкий сошел с ума, и Софья это подтверждает, решив таким образом отомстить ему за Молчалина. Г. N. передает новость г. D., тот 3агорецкому и вот уже все общество подтверждает «диагноз Чацкого.

Фамусов говорит, что его сумасшествие он открыл первый и что Чацкого нужно связать и отправить в тюрьму. Причиной безумия таких, как Чацкий, признают ученость, поэтому Фа- мусов говорит, что нужно собрать все книги и сжечь. Является Чацкий, все пятятся от него. Софья спрашивает, что его гневит.  Он с болью говорит о преклонении дворянства перед Францией.

Чацкий страдает от раболепства России перед 3ападом. Произ- нося свой страстный монолог, он вдруг замечает, что его никто не слушает: одни с величайшим усердием вальсируют, другие играют в карты.

Действие IV

Гости покидаю т дом. Графиня-внучка говорит, что к Фаму- сову явились «какие-то уроды с того света». Чацкий не может уехать, так как не находит кучера. Влетает Репетилов и зовет Чацкого на собрание некоего тайного общества. Он восторжен- но рассказывает о собраниях «умных людей, рассуждающих о «матерьях важных». Чацкий не воспринимает всерьез этого сборища и отказывается: «Шумите вы и только!» Репетилов приглашает в собрание Скалозуба, но он говорит, что даст им в Вольтеры « фельдфебеля». Репетилову рассказывают о безумии Чацкого.

Все разъезжаются, и тухнет свет. Чацкий слышал все, что о нем говорили. Он думает, знает ли об этом Софья, и решает, что она никем не дорожит, а в обморок упала потому, что избалованы нервы. Вдруг он видит, что по лестнице спускается Софья; она окликает его, подумав, что это Молчалин.

Чацкий прячется за колонну, решив прояснить все до конца.  Спускается Лиза, стучится к Молчалину, зовет его к Софье.  Молчалин заигрывает с Лизой, рассказывая, что притворяется любовником Софьи, чтобы ей угодить. Лиза укоряет его неблагодарностью по отношению к Фамусову. Софья все это слышит и требует, чтобы Мочалин немедленно покинул дом.

Все реплики герои произносят шепотом. Молчалин ползает перед Софьей на коленях. Лишь тогда, когда она обещает криком разбудить весь дом, Молчалин встает. Появляется Чацкий. Молчалин прячется. Чацкий говорит Софье, что она забыла женский стыд ради низкого человека. Появляется Фамусов и толпа слуг со свечами. Фамусов говорит Софье, что она «бесстыдница», при этом замечает, что она сама назвала Чацкого безумным.

Тот узнает, кто выдумал его сумасшествие. Фамусов, однако, верить Чацкому не хочет. Он всех обещает наказать: швейцара, не запершего сени, отправить на поселение, Лизу — в избу, «за птицами ходить» , Софью — «в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов». Чацкий говорит, что Софья еще помирится с Молчалиным, ведь он будет идеальным мужем, которого можно будет «пеленать и спосылать за делом».

Он, Чацкий, в обществе больше не появится: «Вон из Москвы!  / / Сюда я больше не ездок./ / Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,/ / Где оскорбленному есть чувству уголок!/ / Карету мне, карету!» Чацкий уезжает. Фамусов говорит, что тот молол чепуху, и очень боится, что скажет обо всем про изошедшем в его доме «княгиня Марья Алексевна».

Характеристика героев комедии:

  1. Павел Афанасьевич Фамусов, управляющий в казенном месте
    Фамусов в комедии «Горе от ума» является управляющим в казенном месте. Так же он является членом Английского клуба, бюрократ. У него есть дочь, но он вдовец. Он не решился жениться во второй раз, но для дочки нашел гувернантку, которая стала для девочки второй матерью. Является Московским дворянином. Человек он не злой. Служба его для него является не средством заработка, а непременным атрибутом дворянина. Внезапное появление в доме Чацкого выбивает из колеи Фамусова. Он опасается, что Чацкий внесет не нужную суетуи оживление в его дом. Фамусов-убежденный крепостник, не молод, готовый за молейшее повиновение сослать в Сибирь крепостных своих. Он ненавистник просвещения. В Фамусове есть черты так же чиновничества-оплота царского самодержавия.
  2. Софья Павловна, дочь его
    Софья – не злой персонаж. В меру открыта, в меру наивна и ой, как хороша. В свои 18, она стала практически совершенной женой и женщиной, не обделённой умом и сообразительностью. Основная её роль в работе Грибоедова – показать, что от общего мнения в маленьком кругу уйти сложно. И не важно: 10 человек – соседей в твоём доме составляют это самое «общественное мнение» или же, отстаивая своё личное мнение, идти придётся против устоявшейся железной системы тех, кому нужен чин, деньги и маска самого идеального человека. Не смогла побороть в себе желание жить в комфорте и сама Софья «фронтовой товарищ» и любимая девушка Чацкого. Нет уверенности, что Софья испугалась молвы или трудностей со сплетнями. Скорее всего, это не суета и опасения, а продуманный выбор, с заявкой на долгое и счастливое будущее, касающееся, прежде всего, её самой, а потом уже и всех, кто стоял поближе.
  3. Лиза, служанка
    Лиза – незаурядный человек, она обладает живым умом, хитростью, проницательностью которые помогают ей хорошо разобраться в людях. Она дает меткие характеристики другим персонажам комедии: Скалозуб («речист, а больно не хитер») , Чацкому («кто так чувствителен, и весел, и остер») . Соприкасаясь с Лизой, каждый герой предстает перед нами в своем истинном лице. Фамусов который «монашеским известен поведеньем» в тихую волочиться за служанкой, Молчалин, любящий барышню «по должности» , тоже не прочь приударить за Лизой. В отличие от Софьи, Лиза понимает, что настоящую любовь надо искать в своей среде. Пределом ее мечтаний является «буфетчик Петруша» . Правда, мы не знаем, отвечает ли он ей взаимностью. «Барский гнев» не минует Лизу. Фамусов, узнав о встречах Софьи с Молчалиным, обвиняет во всем горничную: «Ты, быстроглазая, всё от твоих проказ; Вот он, Кузнецкий мост, наряды и обновы; Там выучилась ты любовников сводить. » Девушке грозит возвращение в деревню, «за птицами ходить» , а это очень тяжело после жизни при господах. В итоге, обе девушки наказаны. Софья — за попытку выйти из-под гнета отца, Лиза — за помощь ей. Но если Софья, потеряв любовь, все равно останется в «фамусовском» обществе и со временем привыкнет к нему, то Лиза, как подневольный человек, теряет все: и жизнь в барском доме, и любимого Петрушу. Два характера, два типа поведения, две судьбы. И Софья, и Лиза мечтают о любви и счастье, но несмотря на разное общественное положение, образование и воспитание, в финале они оказываются наедине с разбитыми мечтами. Женщины в «фамусовскм» обществе должны выполнять требованиям мужчин этого общества, иначе их или используют, как Софью, или раздавят, как Лизу.
  4. Алексей Степанович Молчалин, секретарь Фамусова, живущий у него в доме
    Молчалин Алексей Степаныч — главный отрицательный персонаж комедии, амплуа глупого любовника; сердечный друг Софьи, в душе презирающий ее; тень Фамусова, антагонист Чацкого, чьей пламенной говорливости невыгодно противопоставлена молчалинская бессловесность. Переведен Фамусовым из Твери, благодаря его протекции получил чин коллежского асессора, числится «по архивам», но фактически состоит личным, домашним секретарем «благодететля»; здесь же, в чуланчике, и живет. Молчалин неукоснительно следует отцовскому завету: «угождать всем людям без изъятия — хозяину.. . начальнику.. . слуге его.. . собачке дворника, чтоб ласковей была». На протяжении всей комедии повторяется сюжетный мотив падения. (Чацкий рассказывает о том, что по дороге «падал много раз»). Но только падение Молчалина с лошади, при вести о котором Софья лишается чувств, «рифмуется» с «образцовым» падением фамусовского дяди Максима Петровича: «Упал он больно — встал здорово». Молчалин повторяет траекторию падения Максима Петровича. Роман Молчалина с Софьей тоже порожден необходимостью неустанно угождать. Молчалин послушно выполняет навязанную ему роль платонического воздыхателя. Молчалин не рассчитывает таким образом заслужить благосклонность Фамусова. Но отказаться от угождения дочери «такого человека» он не в состоянии. И, испытывая неприязнь к Софье, принимает вид любовника — поскольку ей так угодно. Характерные черты Молчалина: стремление к карьере, умение выслужиться, лицемерие.
  5. Александр Андреевич Чацкий
    Чацкий — молодой, искренний, смелый до дерзости, с неуравновешенным, нервным характером; в нем огромный запас сил, и он необычайно активен, рвется к действию, готов вспыхнуть в любую минуту и доказывать кому угодно справедливость своего мнения. Он ошибается, он готов защищать свои идеи, не понимая или не желая понять, что не будет услышан и поддержан. Главная черта Чацкого — вольный ум, здравомыслие, «озлобленный ум» критически мыслящего человека. Он «не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием». Ум Чацкого сверкает в его пылких монологах, в его метких характеристиках, в каждой его реплике. Сначала он весел и шутит вовсе не зло, и лишь когда Фамусов, ставя ему в пример «старших», задевает самые дорогие его убеждения, только тогда он начинает сражение.
  6. Полковник Скалозуб Сергей Сергеевич
    Скалозуб Сергей Сергеич – в его образе выведен «идеальный» московский жених – грубый, необразованный, не слишком сообразительный, но богатый и довольный собой. Фамусов прочит С. в мужья своей дочери, но та считает его «героем не своего романа» . В момент своего первого приезда в дом Фамусова С. рассказывает о себе. Он участвовал в войне 1812 года, но орден «на шею» получил не за боевые подвиги, а по случаю военных торжеств. С. «метит в генералы» . Герой презирает книжную мудрость. Он уничижительно отзывается о своем двоюродном брате, читающем книги в деревне. С. пытается внешне и внутренне приукрасить себя. Он одевается по армейской моде, «перетягиваясь» ремнями, чтобы грудь была колесом. Ничего не поняв в обличительных монологах Чацкого, он, тем не менее, присоединяется к его мнению, говоря всякие глупости и вздор.
  7. Наталья Дмитриевна Горич, молодая дама
    Наталья Дмитриевна Горич — одна из второстепенных героинь комедии «Горе от ума». Семья Горичей впервые появляется в действии III явлении 5 пьесы на званом вечере у Фамусова. Госпожа Горич является женой Платона Михайловича Горича, друга Чацкого. Наталья Дмитриевна Горич — молодая женщина, дворянка: «…Наталья Дмитриевна, молодая дама…» Наталья Дмитриевна — жена Платона Михайловича Горича. Они не так давно поженились. Судя по всему, муж заметно старше Натальи Дмитриевны: «…Мой муж – прелестный муж…» Наталья Дмитриевна — привлекательная дама. Она хороша собой, полна и свежа: Как многие молодые барышни, Наталья Дмитриевна Горич любит балы и вечера. Муж не разделяет ее интересов, но терпеливо ездит с ней на светские мероприятия
  8. Платон Михайлович Горич, муж ее
    Грибоедов изображает Горичей, иронически улыбаясь. Платон Михайлович, «друг старый» — своеобразный двойник Чацкого. Только прежнего Платона Михайловича Чацкий «Знал в полку», а нынешний «московский житель и женат». Горича можно назвать временнЫм двойником Чацкого: его история — это один из вариантов развития судьбы Чацкого, от которой он отказался. Когда Софья отталкивает от себя Чацкого, она спасает его от судьбы Горича. Чацкий использует редкое обращение к Горичу — «брат» — это показатель не только дружеско-этикетный, но и даже духовной близости, связывавшей этих людей в прошлом. Аналогичным образом, как молочный брат. Однако нынешний Горич, играющий от скуки на флейте тот же самый мотив, который играл пять лет назад, типологически ближе к образу Молчалина, который играет три года на флейте. Горич — именно тот, в кого превратится Молчалин, когда женится: станет мужем-слугой, мужем-мальчиком, чтобы «за других себя забыть». Горич — робкий и застенчивый, в то время как Чацкий — порывистый и открытый. Горич достаточно умён, чтобы осознавать, что находится в положении мужа-шпица, который «ваш шпиц — прелестный шпиц» и «ваш муж — прелестный муж». Чацкий грустит по временам, когда знал Горича как бодрого, живого человека. Наталья Дмитриевна Горич не даёт мужу даже рта раскрыть, дрессируя его как ручную собачку. И Платон Михайлович с горечью говорит Чацкому «теперь, брат, я не тот». Говорящая фамилия раскрывает своё значение в полную силу.
  9. Князь и княгиня Тугоуховские с шестью дочерями
    Графиня-внучка Хрюмина отличается от Натальи Дмитриевны, княгинь Тугоуховской и Хлестовой своей озлобленностью; Наталья Дмитриевна выделяется своим кокетством и «мягкостью» , княгиня — «командирством» , а Хлестова — резкостью суждений и выражений. Все они обладают разными характерами, но при этом типичны, так как выражают одни идеи. Все эти дамы принадлежат к «веку минувшему» и тем самым участвуют в социальном конфликте пьесы. Именно женские образы помогают лучше понять устои и жизненные принципы Москвы 10-20-х годов XIX века. Дамы тоже чтят чины и ценят людей не по их заслугам, а по материальному благосостоянию. Например, княгиня Тугоуховская, которая оценивает всех молодых людей как возможных женихов для своих дочерей, спрашивает: «Он камер-юнкер?. . Богат? » Узнав же, что Чацкий не богат и не занимает никакого поста, перестает им интересовать-, ся. В пьесе говорится об этом так: «И в женах, в дочерях к мундиру та же страсть» . Не только мужчины «века минувшего» сгибаются «вперегиб» перед вышестоящими. Так, Наталья Дмитриевна разговаривает с княгинями «тоненьким голоском» и «лобызается» с ними —они князья. Мужчины не имеют никакого права голоса. Женщины правят домом и обществом. Княгиня Тугоуховская командует мужем: «Князь, князь, назад» , а жена Платона Михайловича обращается с ним как с ребенком, не давая и рта раскрыть: «Послушайся разочек, мой милый, застегнись скорей».
  10. Хрюмины: Графиня бабушка, графиня внучка
    На балу появляются графини Хрюмины. Это озлобленная на весь окружающий мир Хрюмина-внучка со своей полуглухой бабушкой. Хрюмина-внучка не может найти себе достойного жениха и поэтому недовольна всем, что происходит вокруг нее. Едва приехав на бал, она сожалеет о том, что приехала слишком рано. Уезжая же с бала, графиня-внучка так отзывается о нем: «Ну бал!. . И не с кем говорить, и не с кем танцевать! » Ее злит, что на балу она не познакомилась ни с кем, за кого можно было бы выйти замуж. Хрюмина-внучка выказывает свое восхищение перед всем иностранным, обнаруживает пристрастие к «модным лавкам» . Она часто употребляет французские слова, даже произносит несколько целых фраз по-французски, чего в комедии больше никто не делает. В ее лице Грибоедов высмеивает еще одну характерную черту дворянства того времени: преклонение перед всем иностранным.
  11. Антон Антонович 3агорецкий
    Среди приглашенных гостей в доме Фамусова в третьем действии появляется Антон Антонович Загорецкий — «ловкий светский человек», который представляет тип «Фамусовы – неудачники». Он не имеет чинов и званий, все его считают «отъявленным мошенником и плутом», «лгунишкой, картежником и вором». В обществе Фамусова он определил для себя роль всеобщего угодника и прислужника, который всегда ищет случая угодить своим поведением и лестью и, что еще лучше, неожиданными подарками, поэтому и этим всегда вызывает большую симпатию и одобрение у всего окружения. Например, гостье Хлестовой он двух «арапченков» достал на ярмарке или, что скорее всего, сплутовал их в карты и Софье достал билет в театр, когда никто не смог этого сделать
  12. Старуха Хлёстова, свояченица Фамусова
    Властная и своенравная старуха Анфиса Ниловна Хлестова, свояченица Фамусова, ярая крепостница, осуждающая обучение в «пансионах, школах, лицеях» . Это отпечаток екатерининского века с «арапкой-девкой и собачкой» , которых она ставит на один уровень. Хлестова вершит общественный суд, потому что являет собой старшую часть общества вместе с сестрой Прасковьей. Все спрашивают её совета, делают всё с оглядкой на неё и пытаются подслужиться, дабы получить хорошую должность или повышение по службе, своевольная, по словам Гончарова — «остаток екатерининского века» . В образе Хлестовой Грибоедов раскрывает жестокость крепостных устоев, при которых к людям относятся, как к собакам. Для нее крепостной человек — все равно что собака. Она просит Софью: «Вели их накормить ужо, дружочек мой» — и тотчас про них забывает.
  13. г. N. г. D.
    Заядлые сплетники господа N и D введены Грибоедовым в пьесу для того, чтобы показать, как быстро фабрикуется и распространяется сплетниками слух о сумасшествии Чацкого. Вообще, вся история сплетни, обрастающей все более и более комическими деталями (например, разговор глуховатой графини-бабушки с Загорецким и ее же разговор с глухим князем Тугоуховским, ярко сатирически рисует страсть московского дворянства к сплетням и умение распространять их с молниеносной быстротой. Сплетни были основной пищей для ума и языка ничем не занятых, паразитически существовавших бездельников. Будучи сами сплетниками, московские дворяне очень боятся молвы. Эта боязнь выражена в словах Молчалина: «Ах, злые языки страшнее пистолета!» Недаром Фамусов так боится, «что будет говорить княгиня Марья Алексевна», а Чацкий с горечью замечает, что из таких сплетен и составляется «общественное мненье».
  14. Репетилов
    Репетилов – второстепенный персонаж в комедии «Горе от ума», который появляется самым последним на балу у Фамусова. Он старый приятель Чацкого,¬ чем можно судить по словам, с которыми он его встречает: «Сердечный друг! Любезный друг!» С другой стороны, очень скоро становится ясно, что этот персонаж просто пустой болтун и поверхностный человек. Он так же радостно приветствует Скалозуба и других гостей Фамусова. Однозначно его называть чьим-то другом нельзя, но можно без сомнений причислить к представителям «фамусовского общества». Репетилов изображен сатирически. Сам о себе он говорит: «Я жалок, я смешон, я неуч, я дурак». За двадцать минут он умудряется пересказать все детали своей жизни, внезапно перескакивая с одной темы на другую. По его тираде можно понять, что он из категории «москвичей-либералов», то есть тех, кто много болтает о трудном положении в стране, но ничего не делает, чтобы для изменений в лучшую сторону. Как оказалось, этот герой мечтал об удачной карьере, но вместо того, чтобы честно служить, он выбрал более короткий путь – породниться с богатым человеком. Таким образом, Репетилов женился на дочери богатого чиновника и ни в чем себе не отказывал. Будучи в отставке, он всецело отдавался развлечениям: званым обеда, вечерам, картам. Несмотря на все свои недостатки, этот персонаж показан добрым и жизнерадостным человеком. Он просто не имел никаких особых достоинств или способностей, поэтому довольствовался тем, что мог повеселить публику своей пустой болтовней. Фамилия его связана с латинским глаголом «repetere», который переводится, как «повторять, повторяться». Репетилов является членом престижного Английского клуба для дворянской элиты.
  15. Петрушка и несколько слуг
    Петрушка, являясь второстепенным или даже третьестепенным персонажем комедии Грибоедова «Горе от ума», тем не менее, составляет один из углов одного из многочисленных любовных треугольников пьесы: в Петрушу влюблена Лиза, служанка Софьи, дочки хозяина дома. Таким образом, Петрушка — один из двойников главных героев, но ближе к образу Молчалина, нежели Чацкого, поскольку в его бессловесности и заключено его умение нравиться. Петрушка в пьесе практически не произносит речей, им всецело распоряжается хозяин дома Фамусов, приказывая ему «Поди» , «Пошел же, торопись» . И он подчиняется. петруша — именно тот мальчик-муж и муж-слуга, образ которого пугает Чацкого и становится ролевой моделью многим представителям типичного московского общества тех времён: к примеру, Платону Михайловичу Горину. Двойное или даже тройное двойничество Петрушки показывает уровень мастерства автора, Александра Сергеевича Грибоедова, который не вписывает в текст пьесы ни одного героя просто так, только лишь с умыслом. В консервативной московской среде мужьям не давали и рта раскрыть, поэтому бессловесность петрушки в пьесе — говорящий образ.
«Горе от ума» — краткое содержание для читательского дневника
Поставь оценку статье
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

© 2018 Инфошкола