5
(2)
Павел Афанасьевич Фамусов, управляющий в казенном месте
Фамусов в комедии «Горе от ума» является управляющим в казенном месте. Так же он является членом Английского клуба, бюрократ. У него есть дочь, но он вдовец. Он не решился жениться во второй раз, но для дочки нашел гувернантку, которая стала для девочки второй матерью. Является Московским дворянином. Человек он не злой. Служба его для него является не средством заработка, а непременным атрибутом дворянина.

Внезапное появление в доме Чацкого выбивает из колеи Фамусова. Он опасается, что Чацкий внесет не нужную суету и оживление в его дом. Фамусов-убежденный крепостник, не молод, готовый за малейшее повиновение сослать в Сибирь крепостных своих. Он ненавистник просвещения. В Фамусове есть черты так же чиновничества-оплота царского самодержавия.

Софья Павловна, дочь его
Софья – не злой персонаж. В меру открыта, в меру наивна и ой, как хороша. В свои 18, она стала практически совершенной женой и женщиной, не обделённой умом и сообразительностью. Основная её роль в работе Грибоедова – показать, что от общего мнения в маленьком кругу уйти сложно. И не важно: 10 человек – соседей в твоём доме составляют это самое «общественное мнение» или же, отстаивая своё личное мнение, идти придётся против устоявшейся железной системы тех, кому нужен чин, деньги и маска самого идеального человека.

Не смогла побороть в себе желание жить в комфорте и сама Софья «фронтовой товарищ» и любимая девушка Чацкого. Нет уверенности, что Софья испугалась молвы или трудностей со сплетнями. Скорее всего, это не суета и опасения, а продуманный выбор, с заявкой на долгое и счастливое будущее, касающееся, прежде всего, её самой, а потом уже и всех, кто стоял поближе.

Лиза, служанка
Лиза – незаурядный человек, она обладает живым умом, хитростью, проницательностью которые помогают ей хорошо разобраться в людях. Она дает меткие характеристики другим персонажам комедии: Скалозуб («речист, а больно не хитер»), Чацкому («кто так чувствителен, и весел, и остер»).

Соприкасаясь с Лизой, каждый герой предстает перед нами в своем истинном лице. Фамусов который «монашеским известен поведеньем» в тихую волочиться за служанкой, Молчалин, любящий барышню «по должности» , тоже не прочь приударить за Лизой. В отличие от Софьи, Лиза понимает, что настоящую любовь надо искать в своей среде.

Пределом ее мечтаний является «буфетчик Петруша». Правда, мы не знаем, отвечает ли он ей взаимностью. «Барский гнев» не минует Лизу. Фамусов, узнав о встречах Софьи с Молчалиным, обвиняет во всем горничную: «Ты, быстроглазая, всё от твоих проказ; Вот он, Кузнецкий мост, наряды и обновы; Там выучилась ты любовников сводить. » Девушке грозит возвращение в деревню, «за птицами ходить» , а это очень тяжело после жизни при господах. В итоге, обе девушки наказаны.

Софья — за попытку выйти из-под гнета отца, Лиза — за помощь ей. Но если Софья, потеряв любовь, все равно останется в «фамусовском» обществе и со временем привыкнет к нему, то Лиза, как подневольный человек, теряет все: и жизнь в барском доме, и любимого Петрушу.

Два характера, два типа поведения, две судьбы. И Софья, и Лиза мечтают о любви и счастье, но несмотря на разное общественное положение, образование и воспитание, в финале они оказываются наедине с разбитыми мечтами. Женщины в «фамусовским» обществе должны выполнять требованиям мужчин этого общества, иначе их или используют, как Софью, или раздавят, как Лизу.

Алексей Степанович Молчалин, секретарь Фамусова, живущий у него в доме
Молчалин Алексей Степаныч — главный отрицательный персонаж комедии, амплуа глупого любовника; сердечный друг Софьи, в душе презирающий ее; тень Фамусова, антагонист Чацкого, чьей пламенной говорливости невыгодно противопоставлена молчалинская бессловесность.

Переведен Фамусовым из Твери, благодаря его протекции получил чин коллежского асессора, числится «по архивам», но фактически состоит личным, домашним секретарем «благодететеля»; здесь же, в чуланчике, и живет. Молчалин неукоснительно следует отцовскому завету: «угождать всем людям без изъятия — хозяину.. . начальнику.. . слуге его.. . собачке дворника, чтоб ласковей была». На протяжении всей комедии повторяется сюжетный мотив падения. (Чацкий рассказывает о том, что по дороге «падал много раз»). Но только падение Молчалина с лошади, при вести о котором Софья лишается чувств, «рифмуется» с «образцовым» падением фамусовского дяди Максима Петровича: «Упал он больно — встал здорово». Молчалин повторяет траекторию падения Максима Петровича.

Роман Молчалина с Софьей тоже порожден необходимостью неустанно угождать. Молчалин послушно выполняет навязанную ему роль платонического воздыхателя. Молчалин не рассчитывает таким образом заслужить благосклонность Фамусова. Но отказаться от угождения дочери «такого человека» он не в состоянии. И, испытывая неприязнь к Софье, принимает вид любовника — поскольку ей так угодно. Характерные черты Молчалина: стремление к карьере, умение выслужиться, лицемерие.

Александр Андреевич Чацкий
Чацкий — молодой, искренний, смелый до дерзости, с неуравновешенным, нервным характером; в нем огромный запас сил, и он необычайно активен, рвется к действию, готов вспыхнуть в любую минуту и доказывать кому угодно справедливость своего мнения. Он ошибается, он готов защищать свои идеи, не понимая или не желая понять, что не будет услышан и поддержан.

Главная черта Чацкого — вольный ум, здравомыслие, «озлобленный ум» критически мыслящего человека. Он «не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием». Ум Чацкого сверкает в его пылких монологах, в его метких характеристиках, в каждой его реплике. Сначала он весел и шутит вовсе не зло, и лишь когда Фамусов, ставя ему в пример «старших», задевает самые дорогие его убеждения, только тогда он начинает сражение.

Полковник Скалозуб Сергей Сергеевич
Скалозуб Сергей Сергеич – в его образе выведен «идеальный» московский жених – грубый, необразованный, не слишком сообразительный, но богатый и довольный собой. Фамусов прочит С. в мужья своей дочери, но та считает его «героем не своего романа» . В момент своего первого приезда в дом Фамусова С. рассказывает о себе.

Он участвовал в войне 1812 года, но орден «на шею» получил не за боевые подвиги, а по случаю военных торжеств. С. «метит в генералы» . Герой презирает книжную мудрость. Он уничижительно отзывается о своем двоюродном брате, читающем книги в деревне. С. пытается внешне и внутренне приукрасить себя.

Он одевается по армейской моде, «перетягиваясь» ремнями, чтобы грудь была колесом. Ничего не поняв в обличительных монологах Чацкого, он, тем не менее, присоединяется к его мнению, говоря всякие глупости и вздор.

Наталья Дмитриевна Горич, молодая дама
Наталья Дмитриевна Горич — одна из второстепенных героинь комедии «Горе от ума». Семья Горичей впервые появляется в действии III явлении 5 пьесы на званом вечере у Фамусова. Госпожа Горич является женой Платона Михайловича Горича, друга Чацкого. Наталья Дмитриевна Горич — молодая женщина, дворянка: «…Наталья Дмитриевна, молодая дама…» Наталья Дмитриевна — жена Платона Михайловича Горича.

Они не так давно поженились. Судя по всему, муж заметно старше Натальи Дмитриевны: «…Мой муж – прелестный муж…» Наталья Дмитриевна — привлекательная дама. Она хороша собой, полна и свежа: Как многие молодые барышни, Наталья Дмитриевна Горич любит балы и вечера. Муж не разделяет ее интересов, но терпеливо ездит с ней на светские мероприятия

Платон Михайлович Горич, муж ее
Грибоедов изображает Горичей, иронически улыбаясь. Платон Михайлович, «друг старый» — своеобразный двойник Чацкого. Только прежнего Платона Михайловича Чацкий «Знал в полку», а нынешний «московский житель и женат». Горича можно назвать временнЫм двойником Чацкого: его история — это один из вариантов развития судьбы Чацкого, от которой он отказался.

Когда Софья отталкивает от себя Чацкого, она спасает его от судьбы Горича. Чацкий использует редкое обращение к Горичу — «брат» — это показатель не только дружеско-этикетный, но и даже духовной близости, связывавшей этих людей в прошлом. Аналогичным образом, как молочный брат. Однако нынешний Горич, играющий от скуки на флейте тот же самый мотив, который играл пять лет назад, типологически ближе к образу Молчалина, который играет три года на флейте. Горич — именно тот, в кого превратится Молчалин, когда женится: станет мужем-слугой, мужем-мальчиком, чтобы «за других себя забыть». Горич — робкий и застенчивый, в то время как Чацкий — порывистый и открытый.

Горич достаточно умён, чтобы осознавать, что находится в положении мужа-шпица, который «ваш шпиц — прелестный шпиц» и «ваш муж — прелестный муж». Чацкий грустит по временам, когда знал Горича как бодрого, живого человека. Наталья Дмитриевна Горич не даёт мужу даже рта раскрыть, дрессируя его как ручную собачку. И Платон Михайлович с горечью говорит Чацкому «теперь, брат, я не тот». Говорящая фамилия раскрывает своё значение в полную силу.

Князь и княгиня Тугоуховские с шестью дочерями
Графиня-внучка Хрюмина отличается от Натальи Дмитриевны, княгинь Тугоуховской и Хлестовой своей озлобленностью; Наталья Дмитриевна выделяется своим кокетством и «мягкостью» , княгиня — «командирством», а Хлестова — резкостью суждений и выражений. Все они обладают разными характерами, но при этом типичны, так как выражают одни идеи.

Все эти дамы принадлежат к «веку минувшему» и тем самым участвуют в социальном конфликте пьесы. Именно женские образы помогают лучше понять устои и жизненные принципы Москвы 10-20-х годов XIX века. Дамы тоже чтят чины и ценят людей не по их заслугам, а по материальному благосостоянию.

Например, княгиня Тугоуховская, которая оценивает всех молодых людей как возможных женихов для своих дочерей, спрашивает: «Он камер-юнкер?. . Богат? » Узнав же, что Чацкий не богат и не занимает никакого поста, перестает им интересоваться.

В пьесе говорится об этом так: «И в женах, в дочерях к мундиру та же страсть» . Не только мужчины «века минувшего» сгибаются «вперегиб» перед вышестоящими. Так, Наталья Дмитриевна разговаривает с княгинями «тоненьким голоском» и «лобызается» с ними —они князья. Мужчины не имеют никакого права голоса. Женщины правят домом и обществом.

Княгиня Тугоуховская командует мужем: «Князь, князь, назад», а жена Платона Михайловича обращается с ним как с ребенком, не давая и рта раскрыть: «Послушайся разочек, мой милый, застегнись скорей».

Хрюмины: Графиня бабушка, графиня внучка
На балу появляются графини Хрюмины. Это озлобленная на весь окружающий мир Хрюмина-внучка со своей полуглухой бабушкой. Хрюмина-внучка не может найти себе достойного жениха и поэтому недовольна всем, что происходит вокруг нее.

Едва приехав на бал, она сожалеет о том, что приехала слишком рано. Уезжая же с бала, графиня-внучка так отзывается о нем: «Ну бал!. . И не с кем говорить, и не с кем танцевать! » Ее злит, что на балу она не познакомилась ни с кем, за кого можно было бы выйти замуж.

Хрюмина-внучка выказывает свое восхищение перед всем иностранным, обнаруживает пристрастие к «модным лавкам» . Она часто употребляет французские слова, даже произносит несколько целых фраз по-французски, чего в комедии больше никто не делает. В ее лице Грибоедов высмеивает еще одну характерную черту дворянства того времени: преклонение перед всем иностранным.

Антон Антонович 3агорецкий
Среди приглашенных гостей в доме Фамусова в третьем действии появляется Антон Антонович Загорецкий — «ловкий светский человек», который представляет тип «Фамусовы – неудачники». Он не имеет чинов и званий, все его считают «отъявленным мошенником и плутом», «лгунишкой, картежником и вором».

В обществе Фамусова он определил для себя роль всеобщего угодника и прислужника, который всегда ищет случая угодить своим поведением и лестью и, что еще лучше, неожиданными подарками, поэтому и этим всегда вызывает большую симпатию и одобрение у всего окружения. Например, гостье Хлестовой он двух «арапченков» достал на ярмарке или, что скорее всего, сплутовал их в карты и Софье достал билет в театр, когда никто не смог этого сделать

Старуха Хлёстова, свояченица Фамусова
Властная и своенравная старуха Анфиса Ниловна Хлестова, свояченица Фамусова, ярая крепостница, осуждающая обучение в «пансионах, школах, лицеях» . Это отпечаток екатерининского века с «арапкой-девкой и собачкой» , которых она ставит на один уровень.

Хлестова вершит общественный суд, потому что являет собой старшую часть общества вместе с сестрой Прасковьей. Все спрашивают её совета, делают всё с оглядкой на неё и пытаются подслужиться, дабы получить хорошую должность или повышение по службе, своевольная, по словам Гончарова — «остаток екатерининского века» .

В образе Хлестовой Грибоедов раскрывает жестокость крепостных устоев, при которых к людям относятся, как к собакам. Для нее крепостной человек — все равно что собака. Она просит Софью: «Вели их накормить ужо, дружочек мой» — и тотчас про них забывает.

г. N. г. D.
Заядлые сплетники господа N и D введены Грибоедовым в пьесу для того, чтобы показать, как быстро фабрикуется и распространяется сплетниками слух о сумасшествии Чацкого.

Вообще, вся история сплетни, обрастающей все более и более комическими деталями (например, разговор глуховатой графини-бабушки с Загорецким и ее же разговор с глухим князем Тугоуховским, ярко сатирически рисует страсть московского дворянства к сплетням и умение распространять их с молниеносной быстротой. Сплетни были основной пищей для ума и языка ничем не занятых, паразитически существовавших бездельников.

Будучи сами сплетниками, московские дворяне очень боятся молвы. Эта боязнь выражена в словах Молчалина: «Ах, злые языки страшнее пистолета!» Недаром Фамусов так боится, «что будет говорить княгиня Марья Алексевна», а Чацкий с горечью замечает, что из таких сплетен и составляется «общественное мненье».

Репетилов

Репетилов – второстепенный персонаж в комедии «Горе от ума», который появляется самым последним на балу у Фамусова. Он старый приятель Чацкого, чем можно судить по словам, с которыми он его встречает: «Сердечный друг! Любезный друг!».

С другой стороны, очень скоро становится ясно, что этот персонаж просто пустой болтун и поверхностный человек. Он так же радостно приветствует Скалозуба и других гостей Фамусова. Однозначно его называть чьим-то другом нельзя, но можно без сомнений причислить к представителям «фамусовского общества». Репетилов изображен сатирически. Сам о себе он говорит: «Я жалок, я смешон, я неуч, я дурак». За двадцать минут он умудряется пересказать все детали своей жизни, внезапно перескакивая с одной темы на другую.

По его тираде можно понять, что он из категории «москвичей-либералов», то есть тех, кто много болтает о трудном положении в стране, но ничего не делает, чтобы для изменений в лучшую сторону. Как оказалось, этот герой мечтал об удачной карьере, но вместо того, чтобы честно служить, он выбрал более короткий путь – породниться с богатым человеком.

Таким образом, Репетилов женился на дочери богатого чиновника и ни в чем себе не отказывал. Будучи в отставке, он всецело отдавался развлечениям: званым обеда, вечерам, картам. Несмотря на все свои недостатки, этот персонаж показан добрым и жизнерадостным человеком. Он просто не имел никаких особых достоинств или способностей, поэтому довольствовался тем, что мог повеселить публику своей пустой болтовней.

Фамилия его связана с латинским глаголом «repetere», который переводится, как «повторять, повторяться». Репетилов является членом престижного Английского клуба для дворянской элиты.

Петрушка и несколько слуг
Петрушка, являясь второстепенным или даже третьестепенным персонажем комедии Грибоедова «Горе от ума», тем не менее, составляет один из углов одного из многочисленных любовных треугольников пьесы: в Петрушу влюблена Лиза, служанка Софьи, дочки хозяина дома. Таким образом, Петрушка — один из двойников главных героев, но ближе к образу Молчалина, нежели Чацкого, поскольку в его бессловесности и заключено его умение нравиться.

Петрушка в пьесе практически не произносит речей, им всецело распоряжается хозяин дома Фамусов, приказывая ему «Поди» , «Пошел же, торопись» . И он подчиняется. петруша — именно тот мальчик-муж и муж-слуга, образ которого пугает Чацкого и становится ролевой моделью многим представителям типичного московского общества тех времён: к примеру, Платону Михайловичу Горину.

Двойное или даже тройное двойничество Петрушки показывает уровень мастерства автора, Александра Сергеевича Грибоедова, который не вписывает в текст пьесы ни одного героя просто так, только лишь с умыслом. В консервативной московской среде мужьям не давали и рта раскрыть, поэтому бессловесность петрушки в пьесе — говорящий образ.

5 / 5. 2

.