0
(0)

Главным героем трагедии Пушкина является царь Борис Годунов.  Характер его представлен Пушкиным во всей полноте, сложности и разнообразии его жизненных черт. Хотя главной страстью Бориса, двигательной пружиной его поступков является властолюбие, однако Пушкин не основал на нем одном всей характеристики своего героя и таким образом избежал односторонности в обрисовке действующих лиц, в которую часто впадали драматурги классицизма.

Наоборот, у Пушкина Борис изображен всесторонне, изображен как человек и как правитель, со всеми своими положительными и отрицательными качествами, причем в характеристике Пушкина эти положительные черты значительно перевешивают, и благодаря этому личность Бориса невольно привлекает к себе  симпатии, возбуждает сочувствие. Такое впечатление, несомненно, входило в художественные расчеты Пушкина: благодаря ему, Борис получает значение истинно трагического лица. Это человек, богато одаренный  от природы, одушевленный стремлением к общему благу, способный принести великую пользу народу и государству. В то же время это человек,  который, совершив для достижения власти кровавое преступление, сам становится жертвой своего злодеяния, мучится угрызениями совести.

Все его благие стремления и начинания оканчиваются неудачей, он оказывается бессильным и беззащитным перед лицом опасности, угрожающей крушением всех его планов и гибелью его самого и всего его семейства — гибелью, в которой видится действие небесного правосудия, карающего Бориса за совершенное преступление.  Как правитель, Борис обладает в высокой степени качествами, особенно необходимыми для государственного деятеля. Это прежде всего его  светлый ум и широта взгляда — «высокий дух державный», по выражению  Басманова. Будучи сам человеком необразованным, Борис, однако, вполне понимает цену образования и пользу его для государства. Поэтому он  заботится об образовании сына, следит за его занятиями, поощряет к ученью, ясно сознавая необходимость знания, особенно для правителя:

«Учись, мой сын: наука сокращает

Нам опыты быстротекущей жизни»

Умирая, Борис советует сыну быть «милостивым, доступным к иноземцам» и «доверчиво их службу» принимать, потому что в них видит носителей европейского просвещения, столь необходимого для России. Этот же широкий государственный ум Бориса сказывается и в его отношении к обычаю местничества: он ясно понимает, какое зло для государства проистекает от этого обычая, настолько укоренившегося, что даже царь Иоанн Грозный, несмотря на свою вражду к боярству, не решался его нарушать. Борис же решается уничтожить этот «гибельный обычай»: посылая Басманова, человека незнатного, но способного, начальствовать над войском, он говорит: «Не род, а ум поставлю в воеводы».

Чтобы бороться против векового обычая, чтобы ради реальной пользы «презреть ропот знатной черни», нужно было обладать большим запасом решимости и энергии — качествами, необходимыми для правителя, если он хочет успешно проводить в жизнь свои предначертания. Но кроме ума и энергии, необходимых для правителя, у Бориса есть искреннее желание употребить свои силы и способности на благо подданных. Борис властолюбив, но его властолюбие не связано с низменными, корыстолюбивыми, эгоистичными мотивами, как, например, у  Мазепы. Принимая власть, к которой он проложил себе путь преступлением, Борис искренно хочет быть царем «благим и праведным», заслужить себе любовь народа — такой торжественный обет он дает после  своего избрания перед лицом Патриарха, духовенства и бояр. Обет не был лицемерным, он выражал действительное настроение Бориса — это явствует из его монолога. Наедине с собой Борис не имел никакой надобности лгать или притворяться, а между тем он повторяет то же самое, что говорил публично при вступлении на престол:

«… Я думал свой народ

В довольствии, во славе успокоить.

Щедротами любовь его снискать …»

Таким образом, мы видим, что при своем вступлении на престол  Борис был одушевлен лучшими намерениями, действительно хотел принести пользу своим подданным, хотел благодеяниями народу искупить совершенное им преступление. Это доказывает, что Борис вовсе не был закоснелым злодеем, что в основе его натуры лежат светлые, здоровые черты, и если он доходит до кровавого преступления, то лишь под влиянием овладевшей им страсти — властолюбия. Но сознание собственной  преступности мучит его, угрызения совести преследуют его, в душе его нет ни счастья, ни спокойствия, его терзают темные предчувствия:

«Напрасно мне кудесники сулят

Дни долгие, дни власти безмятежной —

Ни власть, ни жизнь меня не веселят;

Предчувствую небесный гром и горе.

Мне счастья нет …»

«Да, жалок тот, в ком совесть нечиста» — с горечью произносит он  в конце своего монолога. Душевные страдания неотступно преследуют  Бориса. Даже во сне не находит он себе отрады и успокоения: «Так вот зачем тринадцать лет мне сряду — все снилося убитое цигя!» — восклицает он после первого известия о Самозванце. Единственным утешением для него является мысль, что сын невиновен в совершенном им злодеянии и что он станет царствовать после отца уже «по праву». Но и  здесь его преследует опасение — не отразится ли его вина на судьбе детей. Утешая Ксению, потерявшую своего жениха, он говорит:

«Я, может быть, прогневал небеса,

Я счастие твое не мог устроить.

Безвинная, зачем же ты страдаешь!»

Вообще отношение Бориса к семье, к детям является одной из наиболее симпатичных сторон его характера. Эти отношения отличаются теплотой и задушевностью, рисуют его как нежного и любящего отца. Особенно ярко его глубокая любовь к сыну обнаруживается в сцене прощания перед смертью. Рискуя остаться без покаяния, он пользуется последними минутами жизни для того, чтобы дать Феодору наставления относительно его будущей правительственной деятельности.

.».. 0 Боже, Боже!

Сейчас явлюсь перед Тобой — и душу

Мне некогда очистить покаяньем!

Но чувствую – мой сын, ты мне дороже

Душевного спасенья …»

К мучениям совести, терзающим Бориса, присоединяются еще  огорчения, вызванные сознанием враждебного отношения к нему не  только бояр, но и народа. Как человек умный, Борис ясно понимает, что  для прочности его власти необходимо, чтобы она опирал ась на народную любовь. Поэтому он старается привлечь к себе сердца своих подданных всеми мерами: милостями, щедростью, благодеяниями. Однако все его старания остаются тщетными: народ не только не любит Бориса, но он считает его виновником всех своих бедствий и возводит на него совершенно нелепые обвинения в смерти царицы, его родной сестры, и жениха дочери, датского королевича. Такое отношение народа приводит к тому, что любовь Бориса к народу превращается в озлобление.

В его душе получают перевес темные силы: он становится  мрачным, подозрительным, жестоким, прибегает к казням и пыткам, устанавливает систему шпионства, старается действовать уже не милостью, а страхом — и этим возбуждает против себя всеобщее негодование. Но чем же вызвано такое отношение народа к Борису, который в начале царствования так заботился о привлечении к себе любви народной? Главная причина такого отношения — недоверие народа к Борису:  народ видит в нем преступника, убежден, что убийство Димитрия совершено по его желанию, и потому считает его способным на всякое другое преступление, на всякое злое дело. Более того, совесть самого народа неспокойна: выбрав царем заведомого преступника, убийцу законного наследника, народ тем самым стал как бы причастен к преступлению Бориса, поэтому он считает, что вина Бориса легла тяжелым бременем и на него самого. Настроения народа прямо высказывает Пимен.

Летописец представляет собой как бы живое воплощение народной совести, смущенной преступлением царя; он носитель нравственного сознания, законы которого нарушены Борисом. Поэтому  Пимен первым неведомо для  себя дает толчок к смуте, которая  должна привести к гибели всех планов Бориса, он первым зароняет мысль о самозванстве в душу своего послушника — из его кельи выходит Самозванец, долженствующий служить орудием наказания за попранный нравственный закон.

Быть может, именно для того чтобы яснее подчеркнуть внутренний смысл сцены в монастыре, Пушкин исключил из первого издания трагедии следовавшую за ней сцену со «злым чернецом», становящимся инициатором дерзкого замысла Григория Отрепьева. Таким образом, истинная причина гибели Бориса и крушения всех его планов заключается в попрании нравственного закона. Между народом и Борисом стоит тень убитого царевича, и народ, не  может  доверять ему — об это глухое и упорное  недоверие народа разбиваются все благие стремления Бориса. В том и  заключается истинный трагизм его положения, что, несмотря на все свои государственные способности, на ум и энергию, на искреннее желание принести пользу родине, он не в силах ничего изменить, потому  что над ним тяготеет совершенное преступление, лишающее его не только душевного покоя, но и народной любви и поддержки.

0 / 5. 0

.