4
(2)

Иван Тимофеевич, по-видимому, начинающий литератор, по долгу службы оказавшийся в полесской деревне и поехавший туда «даже с  радостью» в надежде почерпнуть что-то для своего будущего творчества. Однако перебродские крестьяне быстро разочаровали его своей «несообщительностью» и ограниченностью, все его попытки узнать их ближе, затем — лечить, учить — оказались безрезультатными, и он потерял к ним интерес. Книги тоже быстро иссякли, и единственным развлечением Ивана Тимофеевича сделалась охота. Но когда и охота стала невозможной из-за погоды, он совсем затосковал. И только упоминание Ярмолы о «ведьмаках» всколыхнуло В его душе прежнее ожидание чудесного.

С первого взгляда он поражён её красотой, неординарностью и независимостью. Знакомясь с ней всё ближе и ближе, герой постепенно забывает о своём книжном восприятии мира и очаровывается не столько красотой и таинственностью девушки, сколько её самобытной натурой. Ивана Тимофеевича неодолимо тянет к Олесе, быть рядом с ней «сцепалось потребностью» для него.

Можно говорить  о романтических устремлениях Ивана Тимофеевича, о его притязаниях на литературное поприще, о начитанности, желании быть интеллигентным и нести культуру «первобытным натурам», умении чувствовать красоту природы. Вместе с тем что-тосмущает в герое, не видимое сразу, но интуитивно угадываемое. Вспомним о гадании Олеси Ивану Тимофеевичу:  Человек вы хотя и добрый, но только слабый … Доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову своему вы не господин.

В самом деле, Иван Тимофеевич вроде бы добрый и отзывчивый: он пытается помогать местным крестьянам, но, видя их ограниченность, скоро оставляет свои попытки; хочет защитить от посягательств властей Олесю и её бабушку, но дальше разговора с урядником дело не идёт; даже предчувствуя какую-то неотвратимую беду, которая незримо нависла над возлюбленной, он не делает никаких попыток предотвратить её, потому что больше думает о себе и о том, какое впечатление он производит на других … Действительно, сердце у него «ленивое», а сам он «слабый», подчиняющийся обстоятельствам человек: финал говорит сам за себя.

 

4 / 5. 2

.