5
(1)

Образ Мазепы — образ романтический. «Какой отвратительный предмет, — отзывался Пушкин о Мазепе, — ни одного доброго, благосклонного
чувства! Ни одной утешительной черты! Соблазн, вражда, измена, лукавство, малодушие, свирепость!»

Сложился этот образ под влиянием «Дум» Рылеева и биографического очерка Корниловича. Общая характеристика Мазепы — это характеристика мелодраматического злодея: «он не ведает святыни, он не помнит благостыни, он не любит ничего, кровь готов он лить, как воду, презирает он свободу, нет отчизны для него».

Но эта общая характеристика, взятая, так сказать, на веру, с чужих слов, в изображении реального Мазепы, в изображении его чувств, дум и действий не выдержана: поэт, привыкший находить симпатичные черты даже в преступных героях (Пугачёв, скупой рыцарь), — нашел их и в Мазепы.

Мазепа беззастенчиво лжив, способен подделываться под чужое настроение. По поводу доноса Кочубея он так искусно умел притвориться верноподданным, что Петр выдал ему доносчика; перед появлением Карла в Украине Мазепа притворился больным; не остановился даже перед святотатственным поруганием таинства: пособоровался. Он жесток: он казнил отца девушки, отдавшей ему всё. Он мелко-мстителен: народный бунт он затеял, чтобы отомстить Петру за личную обиду.

Но он любит Марию, так любит, что открывает тайный план измены Петру. Он мучится, зная, какое горе причинил любимой девушке казнью её отца, мучится, что неосмотрительно связал с ней свою судьбу:

Ах, вижу я: кому судьбою
Волненья жизни суждены,
Тот стой один перед грозою,
Не призывай к себе жены.
В одну телегу впрячь не можно
Коня и трепетную лань.

Когда Мария исчезла, «сидел он, не смыкая очи, нездешней мукою томим». Он отважен. Его смелый план не был верным расчетом он знал, что его может ждать трон, но может и плаха. Он умён. При первых же шагах Карла на юге Мазепа понял громадную разницу между Карлом и «самодержавным великаном». Карл — это мальчик, бойкий и отважный. Он может с успехом разыграть два-три сражения. Но у него нет настойчивости и расчётливости.

В 1825 году на свет появилась поэма Рылеева «Войнаровский». Войнаровский был сыном родной сестры Мазепы, разделивший с ним свое участие в измене Петру и пребывание после Полтавской битвы в Бендерах. После смерти Мазепы, он вернулся на родину, был схвачен и сослан на берега Лены, где и умер.

Этот Войнаровский, рассказывая академику Миллеру свою судьбу, говорит о бреде Мазепы во время болезни:

То, трепеща и цепенея,
Он часто зрел в глухую ночь
Жену страдальца Кочубея
И обольщённую их дочь.

Личность Мазепы, очень слабо очерченная в поэме «Войнаровокий», заинтересовала Пушкина, так же как любовь Марии к Мазепе, и он решил пополнить недостаток «Воинаровского» — изобразить характер Мазепы в связи с его любовью; и надо сказать, что Пушкин прекрасно справился со своей задачей: Мазепа изображён в высшей степени художественно и почти согласно с историей.

Мазепа — натура талантливая и умная, но, к сожалению, его душевные силы были направлены преимущественно на зло. Он был необыкновенно злопамятен, и эта черта его характера является даже, по Пушкину, главной причиной измены его Петру; говоря Орлику, что он не может при мириться с Петром, так как последний оскорбил его, схватив его во время пира под Азовом за усы, Мазепа прибавляет:

Тогда, смирясь в бессильном гневе,
Отмстить себе я клятву дал;
Носил ее — как мать во чреве
Младенца носит. Срок настал.

В действительности известно, что побудительной причиной измены было корыстолюбие и властолюбие Мазепы: как первое, так и второе в характеристике Мазепы Пушкиным отсутствуют; слабый намек на корыстолюбие гетмана можно видеть в приказании его вынудить у
Кочубея признание, где скрыт его клад, хотя этот клад, по словам Орлика, должен был поступить в войсковую казну. Такой же намёк на властолюбие можно видеть в словах:

.. далеко преступны виды
Старик надменный простирал.

Особенно же в характере Мазепы выделяются хитрость и коварство. Он умел незаметно раздувать и без того горевшую в легкомысленных
сердцах ненависть к Петру и России, умел обмануть великого царя и, будучи ласкаем им, в то же время вел переговоры с его врагами, оценивая его голову.

Он коварно погубил несчастного Кочубея, своего прежнего друга, прибавив к позору обесчещенной дочери ещё позор пытки и
публичной казни её отца. Для него не было ничего святого: его не сдерживала ни присяга, ни любовь к женщине, ни любовь к родине — всё он приносил в жертву своему чудовищному эгоизму. Любя Марию, он заставляет её ответить на вопрос, кто ей дороже — отец или он, чтобы не потерять её любви. Не довольствуясь тем, что, благодаря доверчивости Петра, он не понес вреда от доноса Кочубея, Мазепа не удовлетворяется хотя бы его пожизненным заключением, но свирепо требует казни своего старого друга, отца любимой женщины, и присутствует на ней.

Но в человеке не может быть одних только дурных черт характера: всегда найдется и что-нибудь хорошее. Вот и в Мазепе Пушкин, как
изобразитель всего прекрасного, открыл и вызвал к жизни симпатичные черты, уничтожающие его сходство с ложноклассическим злодеем. К таким чертам относится, прежде всего, ум Мазепы: он хорошо понял Карла XII после ближайшего знакомства с ним, понял, что ему не под силу бороться с гениальным Петром.

Мазепа отличается вместе с тем чрезвычайной энергией и самообладанием; эти качества не покидают его и тогда, когда душа его жестоко
страдает после бегства Марии. Переживая муки погибшей любви, он в то же время не оставляет своих замыслов и энергично борется с Петром.

Любовь Мазепы к Марии была глубока и искренна; предаваясь мучительным размышлениям у ложа спящей Марии, он терзался угрызениями совести и сострадал увлечённой им девушке. Всё это заставляет думать, что в Мазепе человек ещё не заснул
окончательно.

Несмотря на некоторые отступления от исторической действительности, допущенные в изображении характера Мазепы, Пушкин очень
верно воспроизвел его натуру, и с некоторой оговоркой можно сказать, что и в «Полтаве» Мазепа является личностью исторической.

Широко и многосторонне изображен характер Мазепы в поэме «Полтава». Это человек, прежде всего, властолюбивый и мстительный:
… ни единой он обиды,
С тех пор как жив, не забывал …

Он не может забыть пира под Азовом, где царь за смелое слово ухватил его за усы; смирившись тогда в бессильном гневе, он годы
носит в себе мысль о мщение, и очутившись, наконец, в стане Карла, утешает себя преувеличенными мечтами, что он послан Петру в наказанье, что он «тёрн В листах его венца», и что царь отдал бы за прежнюю власть над ним «грады родовые и жизни лучшие часы».

Точно так же беспощаден Мазепа в мщении Кочубею. Месть и страстное желание быть королем Украины побуждают его на измену. Он хитер и коварен, и для достижения своих целей не выбирает средств и ни перед чем не остановится.

Посредством лживой доверчивости вкрадывается он в чужую душу, умея подстроиться к любому человеку. Он умел обмануть и Петра в своем льстивом письме. Доверчивый вследствие своего великодушия, царь поддался обману. Но сам Мазепа остается для всех непроницаемым:

Кто снидет в глубину морскую,
Покрытую недвижно льдом?
Кто испытующим умом
Проникнет бездну роковую
Души коварной?

И немногим только известно, говорит поэт, что для него нет нравственного удержу,

Что он не ведает святыни,
Что он не помнит благостыни,
Что он не любит ничего,
Что кровь готов он лить, как воду,
Что презирает он свободу,
Что нет отчизны для него.

Но чуткий взор великого поэта подметил, что в падшей, злобной душе Маэепы ещё сохранились некоторые следы добра и поэзии, не
совершенно заглушённые эгоизмом, и он выводит эти черты из сокровенной глубины души своего героя, открывает то, что, может быть, неизвестно было самому гетману, и становится понятным, как такого злодея могла полюбить Мария, почему он усыпил её совесть своими
«тихими речами», заворожил её своими «чудными очами».

Мазепа не только хитер, но и умен: могучий ум его проявляется особенно ярко в его суждениях о Карле и Петре в ночь перед Полтавским боем в шведском стане. Карл представляется Мазепе «бойким и отважным» мальчиком в сравнении с Петром, этим «самодержавным
великаном»: гетман заранее знает исход борьбы и удивляется только своей ошибке в Карле. Блестящий ум Мазепы, разумеется, проявлялся всегда и прежде и был известен Марии.

Не могло укрыться от неё и чувство Мазепы. Он искренно, сильно и глубоко любит Марию. Об этом свидетельствуют многие эпизоды поэмы, особенно же два из них: в чудесной драматической форме изложенная беседа гетмана с дочерью Кочубея и одинокие размышления его
пред ложем спящей Марии в её светлице. Бледный и взволнованный, Мазепа с замиранием сердца ждет ответа любимой женщины на свой
вопрос: кто для неё дороже — он или отец? И с сердечным сокрушением приходит он к осознанию, что напрасно связал свою судьбу с её судьбою:

В одну телегу впрячь не можно
Коня и трепетную лань.

Он глубоко сострадает Марии и мучится тем, что за её жертвы,
принесённые ему, готовит ей удар.

Чувства любви и сострадания так взволновали душу Мазепы, что пробудили в ней угрызения совести. Он идет из светлицы в сад но чудная красота ночи не отраду, а муку вносит в его сердце. Здесь, в дивной картине природы, поэт изображает муки преступной совести. К остаткам светлых черт в душе Мазепы следует отнести и его энергию, его самообладание, тоже сказывающееся всюду: томимый «нездешнею мукой», после того, как убежала Мария, он, однако, ничего не упускает из виду, и глубокая печаль души не мешает ему «стремиться дерзновенно вдаль».

Таковы стороны характера Мазепы, которые дают возможность понять увлечение Марии.

Но зло в душе Мазепы преобладает над добром: его энергия направлена на преступные замыслы: его любовь к дочери Кочубея не мешает ему губить Кочубея; а совесть он умеет подавить в себе: в минуту её проснувшихся угрызений он слышит стон пытаемого Кочубея; на этот стон Мазепа отвечает криком, но это не вопль душевной боли, а крик торжества, крик победы над подавленной в этот момент своею совестью.

Тёмная сторона души Мазепы была неизвестна Марии, когда она бежала к нему из отцовского дома. Гетман знал это и умел искусно
скрывать от неё свои истинные душевные побуждения: он открывает Марии свой замысел против Петра, но представляет его не делом мести и властолюбия, а патриотическим подвигом. И Мария очарована. Мазепа представляется ей не злобным эгоистом, а героем, освободителем угнетённой родины, и в восторге увлечения она говорить ему:

Твоим сединам так пристанет
Корона царская!

Когда обманутая Мария узнаёт истину, она сходит с ума. Образ Мазепы раздвоился в её сознании: она любила героя, великодушного и любящего человека, а теперь перед нею оказался злодей, и сознание её помутилось. Поэт образно выразил это в прекрасной сцене появления сумасшедшей Марии перед гетманом во время его бегства после Полтавского боя.

Мазепа представляет собой личность талантливую и энергичную, но свои душевные силы он направляет на дурные поступки. Мазепа в высшей степени злопамятен. В поэме эта черта служит главной причиной измены Мазепы. Последний открыто заявляет Орлику, что ему трудно примириться с Петром, который когда-то нанёс ему кровную обиду, а именно во время пира под Азовом схватил его за усы. Вот слова Мазепы:

«Тогда, смирясь в бессильном гневе, Носил ее — как мать во чреве
Отмстить себе я клятву дал, Младенца носит. Срок настал.

В то же время Мазепа корыстолюбив и властолюбив: он хочет достигнуть трона и освободить Малороссию от власти московского царя.

Мазепа приказывает Орлику вынудить у Кочубея признание, где скрыт его клад.

Во имя крайнего властолюбия Мазепа готов вовлечь родную страну во все ужасы междоусобной войны, изменяет присяге и обманывает Петра.

В характере Мазепы ясно видны хитрость и коварство. В легкомысленных сердцах многих подданных горела ненависть к Петру и России, и Мазепа с помощью клевретов тайно действовал таким образом, что ненависть эта увеличивалась день ото дня и принимала все большие размеры. Ему легко удалось обмануть государя; несмотря на то что Мазепа пользовался доверием и расположением Петра, этот человек
ведет переговоры с врагами государя, оценивая его голову.

Самым коварным образом губит он своего друга Кочубея, не боясь к позору обесчещенной дочери прибавить позор страшных пыток и публичной казни без отца. Его эгоизм доходит до крайних пределов. Так, любя Марию, правда, искренно и нежно, он задает ей вопрос, кто ей дороже, отец или он. Этим он желает убедиться, насколько она любит его и предана ему. Когда донос Кочубея не имел успеха, и Мазепа предаёт последнего смертной казни, он решается сам присутствовать на казни своего старого друга, отца любимой им женщины — до такой степени Мазепа кровожаден.

Несмотря на такую мрачную обрисовку Мазепы, последний не является исключительным злодеем; у Мазепы следы добра ещё не совсем заглушены эгоизмом. К привлекательным чертам Мазепы следует отнести его ум. Когда Мазепа ближе познакомился с Карлом ХII, то понял, что ему трудно будет бороться с гениальным Петром.

Мазепа высказывает это Орлику накануне Полтавской битвы. Вот что говорится об этом факте в поэме:

Нет, вижу я, нет, Орлик мой,
Поторопились мы некстати:
Расчет и дерзкий, и плохой,
И в нем не будет благодати.
Пропала, видно, цель моя.
Что делать? дал я промах важный:
Ошибся в этом Карле я.
Он мальчик бойкий и отважный;
Два-три сраженья разыграть,
Конечно, может он с успехом,
К врагу на ужин прискакать, 
Ответствовать на бомбу смехом; 
Не хуже русского стрелка
Прокрасться в ночь ко вражью стану;
Свалить, как нынче, казака
И обменять на рану рану; 
Но не ему вести борьбу
С самодержавным великаном

Мазепа в то же время слишком энергичен и отличается самообладанием. Эти качества не покидают его и в то время, когда он жестоко
борется и душевно страдает после бегства Марии. Переживая страшные мучения погибшей любви, Мазепа, однако, не оставляет своих тайных замыслов и энергично борется с Петром.

По отношению к Марии он был искренен и горячо её любил. Предаваясь мучительным размышлениям у ложа спящей Марии, Мазепа терзается угрызениями совести и выражает сожаление и сострадание к увлечённой им девушке. Во имя спокойствия Марии он открывает ей
все свои планы и замыслы.

Самое осуждение Кочубея стоило Мазепе больших сомнений и мук. Об этом свидетельствуют следующие слова из поэмы. Когда Мазепа,
волнуемый «мрачными мечтами», вышел освежиться в сад, он услышат какой-то звук —

Иль плач совы, иль зверя вой,
Иль льпкп стон, иль звук иной —
Но только своего волнения
Преодолеть не мог старик

и на протяжный слабый крик
Другим ответствовал — тем криком,
Которым он В веселье диком
Поля сраженья оглашал …

Наконец, в последней сцене поэмы через помутнённое сознание Марии поэт образно выразил сущность Мазепы.

5 / 5. 1

.