У героев русской литературы всегда были сложные отношения со временем—то они его обгоняли, то безнадежно запаздывали, а то и просто выпадали из него. Течение времени в романе Гончарова весьма своеобразно. Автор никому не отдает предпочтения: “новое” обнажает беспомощность “старого”, но “старое” ставит под сомнение нравственную состоятельность “нового”.
С помощью статьи Добролюбова «Что такое обломовщина?» легко перевести роман Гончарова в разряд произведений о прошлой жизни» — факт истории литературы и не больше. Но так ли это?
Композицию романа можно представить как своеобразную схему:
1 — один день из жизни Обломова —“сон”
2 — любовь к Ольге Пробуждение Обломова совершается независимо от его воли и желания, поэтому меняется только внешняя форма его жизни.
3 —угасание любви
4 — “Обломовка на Выборгской стороне”
Легко заметить, что композиция романа соответствует годичному циклу — зима, весна, лето, осень… она напоминает почти любую человеческую жизнь в целом:
счастливый полубессознатель
взлет, взрыв страстей — юность;
отдых, постепенное угасание этих страстей — зрелость;
сознательный, но не столь счастливый сон — старость.
Проходя эти циклы от возрождения до умирания (физического), Обломов сохранил на одном и том же уровне душевную организацию.
Первая часть романа мало действенна (герой лежит на диване и отказывает визитерам, зовущим в Петергоф), но в ней’ «свернута» эволюция Обломова: детство с внушением исключительности
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.