0
(0)

В группе женщин фамусовского общества особняком стоит Софья — одно из главных действующих лиц комедии. Образ Софьи вызывает разное отношение читателя. Одним она кажется своенравной, злой и черствой девушкой: она без сожаления отталкивает Чацкого и даже распускает молву о его сумасшествии. Другим она представляется как пустая, сентиментальная барышня, наивная и доверчивая, не умеющая разбираться в людях и явно идеализирующая Молчалина. Третьи считают ее умной, горячей девушкой, самостоятельной и независимой, готовой пренебречь мнением своего общества.

Как же понимать ее образ? В Софье нужно различать недостатки, свойственные ее кругу людей, и ее собственные черты. Среда, в которой выросла Софья, требовала от девушек немногого: уменья говорить по-французски, принарядить себя «тафтицей, бархатцем и цымкой» и петь модные романсы. Иметь идеи и убеждения девушкам не полагалось. Нужно было просто подчиняться общепринятым взглядам и жить, «как все», скрывая свои чувства и мысли, притворяясь И лицемеря.

Этот отпечаток барышни-аристократки лежит и на Софье. Она тоже умеет хитрить и притворяться, искусно скрывает свое чувство к Молчалину и даже не останавливается перед клеветой Чацкого. Но у Софьи есть и хорошие черты, которые выделяют ее из толпы окружающих женщин. У нее есть живой ум, гордость и независимость характера. Эта обаятельная смесь ума, веселости, остроумия, непосредственности, чувствительности и своеобразной гордости и притягивает к ней Чацкого. Только этими достоинствами и можно объяснить любовь к ней Чацкого, любовь, которую не убили в нем три года разлуки.

Чем же объяснить ошибку этой умной девушки, закончившуюся драмой и для нее, и для Молчалина, и для Чацкого? Ответ на этот вопрос мы найдем, если обратим внимание на еще один источник ее взглядов и настроений — книги. Вскользь брошенная фраза Фамусова: «Ей сна нет от французских книг .. .» важна для понимания образа Софьи.

Какие книги читала Софья? Комедия об этом умалчивает. Но, несомненно, это были те сентиментальные романы, которыми особенно увлекались русские девушки начала XIX в. Из них девушки-дворянки той эпохи черпали свою «житейскую мудрость» и по ним создавали свой идеал в любви. Недаром даже Фамусов, при всем равнодушии его к книгам, заметил, что Кузнецкий мост, откуда шли к девушкам французские романы, оказывался «губителем сердец», Среди этих романов очень важное, если не первое место занимал роман Руссо «Новая Элоиза». Героем этого романа является бедняк Сен-Пре, домашний учитель, которого полюбила аристократка Юлия. Это скромный, незнатный, умный человек, пробивающий себе дорогу личными достоинствами и настойчивостью.

Быть может, влиянием этого романа и образа Сен — Пре и можно объяснить тайну идеализации Софьей Молчалина. Чацкий догадывается об ошибке Софьи:
Бог энает, за него что выдумали вы,
Чем голова его ввек не была набита.
Быть может, качеств ваших тьму,
Любуясь им, вы придали ему.

«Тьму качеств» Молчалина Софья, вероятнее всего, могла вообразить именно под влиянием прочитанных романов. Софья идеализировала Молчалина. Только случайно подслушанный разговор Молчалина с Лизой открыл ей глаза на истинный характер ее героя. Жизнь преподнесла ей горький урок, за который она заплатила страданиями и раскаянием.

0 / 5. 0

.