4
(5)

Великий и талантливый писатель, основоположник русского реализма, Александр Сергеевич Грибоедов, жил и творил в тяжелый период русской истории.

Над своей комедией «Горе от ума» Грибоедов работал в конце 10 — начале 20 годов XIX столетия. Это были знаменательные годы в истории России. Только что закончилась победой Отечественная война 1812 года. Я думаю, эта победа подтвердила волю русского народа к свободе и независимости, его горячую любовь к Родине. Люди ненавидели самодержавие и крепостничество, которое мешало экономическому и культурному развитию страны.

После Отечественной войны в России стали появляться тайные политические общества, членами которых являлись революционно настроенные дворяне, готовые вести борьбу с тиранией и деспотизмом. В Москве и Петербурге зарождались будущие декабристские общества, политический настрой дворянской молодежи, к которой относился и Грибоедов, несомненно повлиял на его мировоззрение и направление его творчества.

Но столь передовые мысли овладели не всяким, и большинство населения Москвы все еще придерживались старых устоев крепостного строя. Против этого большинства и выступали молодые дворяне — революционеры. Вот такую историческую обстановку в стране и отразил Грибоедов в своей острой и меткой комедии «Горе от ума».

В образе Чацкого воплощены черты, роднящие его с декабристами: глубокая любовь к русскому народу, ненависть к крепостничеству, желание служить делу, «а не лицам», высоко развитое чувство собственного достоинства, истинная культура и просвещенность, нежелание мириться с несправедливыми общественными устоями. Этим обусловлено его решительное и неизбежное столкновение с Фамусовым, Скалозубом, Молчалиным, олицесворяк5щими крепостничество, корыстный мир барской Москвы.

В конфликте. Чацкого с лагерем Фамусовых Грибоедов показал борьбу двух противоположных общественных сил: дворянских революционеров и дворян-крепостников, верных устоям старого общества, где действуют «знатные негодяи», мошенники, и подхалимы, доносчики и «зловещие старухи». Они не хотят и не могут мириться с пришедшей новой эпохой. Для них Чацкий, который вольность хочет проповедать» и «властей не признает», — «опасный человек», «безумный по всему и одержимый».

Нужно заметить, что сама биография Чацкого — биография передового гражданина декабристской эпохи.

Чацкий имел свое именье. В детстве он был взят на воспитание в дом Фамусовых. Но вскоре сонная тишина фамусовского дома, где все было построено на притворстве и обмане, очень наскучили ему, и молодой Чацкий отправился в путешествие «ума искать», искать светлые стороны жизни.

Вернувшись, Чацкий видит, что московское общество сильно изменилось по сравнению с тем временем, когда он покинул его три года назад. Теперь фамусовский мир уже не потерпит «вольнодумцев» и «якобинцев», не позволит открыто обличать свои пороки в московских гостиных.

Наблюдая за лживой жизнью этого мира, Чацкий не принимает в ней ни малейшего участия. Ни в одном действии и явлении мы не встретим его танцующим или играющим в карты. Везде он горячий деятель, энтузиаст, стремящийся победить непримиримую вражду к свободной жизни, старающийся доказать необходимость наук и культурных знаний. «Он верный обличитель лжи», «он требует места и свободы своему веку», «клеймит позором низкопоклонство и шутовство». Он тяготится среди пустой, праздной толпы «мучителей, зловещих старух, вздорных стариков», отказываясь преклоняться перед их моралью, перед их порядками. Многие декабристы имели такую жизнь, так же мыслили и так же были отвергнуты реакционным обществом.

Фамусовский мир противопоставляет Чацкому клевету, ложь, а тот борется открыто и прямо; в его пылких и ярких монологах явно звучит вызов грязному миру «низкопоклонников» и «дельцов».

В них широко раскрываются общественные интересы Чацкого: государственная служба, крепостное право, воспитание гражданина, истинное просвещение. Такие речи, наверняка, произносились на заседаниях тайных политических обществ будущих декабристов. И идеи Чацкого совпадают с их идеями и взглядами.

Также в обличительных речах героя нетрудно угадать настроение и самого автора, его авторскую позицию.

Грибоедов непосредственно общался с декабристами при жизни и, как известно, одобрял их цели и идеи. И поэтому, в своем политическом злободневном для того времени произведении он не смог ни отразить историческое движение русского народа вперед, в будущее (что он показал через борьбу Чацкого, нового героя, с миром Фамусовых).

Неизбежность столкновения Чацкого с обществом Фамусова, Скалозуба и Молчалина, конечно же, обусловленна его взглядами, идеями и стремлениями.

Грибоедов, горячо разделяя идеи дворян-декабристов, наделил своего главного героя чертами, роднящими его с декабристами: глубокая любовь к русскому народу, ненависть к крепостничеству, истинная культура и просвещенность, глубокий патриотизм и готовность к борьбе за правду — вот те качества, определяющие яркий образ Чацкого, главного героя бессмертной комедии великого писателя.

4 / 5. 5

.