3.2
(5)

Идейный смысл повести «Тарас Бульба».

Тарас Бульба

Сечь, которую изображает Гоголь, выступает в качестве защитника угнетенного польской шляхтой украинского народа. Сечь у Гоголя- та «своевольная республика», «откуда разливается воля и казачество на всю Украину». В «Тарасе Бульбе» нашла свое выражение не только героическая национально-освободительная борьба украинского народа за свою независимость. В повести обнаруживаются также демократические взгляды  писателя, мечты его о свободной жизни людей, о подлинном человеке- герое. Гоголь проводит мысль, что только общественный строй, в котором  отсутствует сословно-иерархическое деление, только свободное содружество может рождать настоящих героев. Таким содружеством была цитадель казацкой вольности Запорожская Сечь — гнездо, «откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы … откуда разливается воля и казачество на всю Украину … » Охранять эту волю, блюсти долг товарищества — вот  девиз поведения каждого запорожца. «Первый долг и первая честь казака  есть соблюсти товарищество. Сколько ни живу я на веку, не слышал я,  паны-братья, чтобы казак покинул где или продал как-нибудь своего товарища» — такие мысли внушает старый Бовдюг запорожцам.  Это товарищество допускало равное участие всех казаков в решении важных вопросов — «совещаться как равные между собою».  Правила чести, не допускавшие воровства, обмана товарища, смертного убийства и т. п., строго охранялись в Сечи. «Если казак проворовался, украл какую-нибудь безделицу, это считалось уже поношением всему казачеству» и за это следовало нередко смертельное наказание.  Историческая Сечь, конечно, не была такой «странной республикой», анархической утопией, как нарисовал ее Гоголь. Известно, что в ней существовали сословные привилегии и происходила борьба между верхушкой и рядовым казачеством. Однако дело не в том, насколько  нарисованные писателем образы и картины соответствуют историческим фактам. Гоголь не ставил своей целью доподлинное воспроизведение таковых. В его повести нет ни одного реально-исторического лица.

тарас бульба идея

Достоинство повести в типических ситуациях и характерах исторического прошлого, в высоком идейном содержании ее, в ярком изображении национально-освободительной борьбы украинского народа, в утверждении идеи свободного социального бытия человека. Эту идею проводит писатель через все содержание своей повести. В процессе последующих редакционных переработок «Тараса Бульбы» Гоголь настойчиво проводит идею равноправия и коллективизма. Например, фраза «ободренные успехом запорожцы по приговору кошевого и всех куренных атаманов решили идти в город Дубна», — заменяетcя следующей редакцией: «Войско решилось идти прямо на город» … (глава V),  т. е. устраняются всякие намеки на понуждающие стимулы и подчеркивается демократизм, равноправие, уважение мнения коллектива, народа. «Это не было, — пишет Гоголь, — строевое собранное войско, его бы никто не увидал; но в случае войны и общего движения, в восемь дней, не больше, всякий являлся на коне, во всем своем вооружении, получал только один червонец платы от короля, и в две недели набиралось такое войско, какого бы не в силах были набрать никакие рекрутские наборы». Когда раздавался боевой клич, предупреждавший об  опасности, грозившей родине и свободе, все садились на коня. Являлись на боевой клич не только те, которые были занесены  в войсковые списки, но «можно было во всякое время, в случае большой потребности, набрать целые толпы … » «Кончался поход, воин уходил в луга и пашни и был вольный казак».  Именно стремлением защитить родную землю и собственную свободу объясняет писатель это необыкновенно сплоченное, морально единое запорожское войско, заставившее иноземцев справедливо дивиться тогда «необыкновенным способностям его», заключавшимся не только в  героизме, в беззаветной преданности родине и долгу товарищества, но и  в творческих талантах.

Свободная, не стесненная оковами рабства жизнь, давала возможность расцвету лучших национальных качеств, присущих народу. Об этом расцвете духовных сил русского народа, здоровом, нравственно красивом общественном бытии человека мечтал великий писатель-гуманист, создавая свою чудесную повесть, вкладывая в нее свои лучшие мысли о человеке, свои горячие чаяния увидеть раскрепощенный народ. Запорожская Сечь, как она получила свое выражение в «Тарасе Бульбе», и является той нормой общественной жизни, о которой мечтал писатель и которую он создавал по законам красоты. А образы казаков, выведенные в повести, развивают идею писателя о здоровом физически и нравственно человеке, выросшем в свободной стихии. Это стойкие самоотверженные борцы за свободу, за  человеческое достоинство, за честь коллектива. Они умеют героически умирать за родину.

3.2 / 5. 5

.