5
(1)

Достоевский «Преступление и наказание». Несостоятельность теории Раскольникова. Сочинение

«Я убил себя, а не старуху»
«Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского принадлежит к наиболее сложным произведениям русской литературы. Достоевский описывает страшную картину жизни людей в России середины ХIХ в.
В то время многие чувствовали себя разочарованными, загнанными и сжатыми собственным бессилием и бесправием. Автор создает книгу о городских  дворянах, «жителях темных уголков». До него никто не писал таких книг, и для Достоевского содержание романа было продиктовано самой действительностью.
События, описанные в романе, происходят в Петербурге. Петербург Достоевского — город, в котором невозможно жить: он нечеловеческий. Это город «уличных девочек», «трактирных постоянных посетителей», которые ищут в вине минутное забвение от скуки. Атмосфера Петербурга — атмосфера тупика. В романе много уличных сцен. Вот женщина с желтым лицом и впавшими глазами бросается в воду канала. И крики второй женщины: «До беса допилася, батюшки, до черта … удавиться тоже хотела, с веревки сняли». Вот один из сумрачных эпизодов. Получив от Елены Ивановны деньги, Раскольников направляется к распивочной, находящаяся в каком-то подвале. Противная еда, духота «и  все это к тому же пропитано винным запахом, что кажется, от одного воздуха можно за пять минут сделаться пьяным». Здесь же звучат слова Мармеладова, убитого горькой беднотою и пьянством: «А если не к кому, если пойти более некуда?»
Простому человеку в Петербурге места нет, поэтому он погружается в «смрад пивных». Оставляя шумные улицы, автор ведет нас в дома, где живут его герои.
На мгновение открываются двери в чужую жизнь, полную отчаяния. Ведь страшно жить не только в «гробу», который снимает Раскольников, но и в «безобразном сарае» Сони,  и  в «прохладном углу», где обитает Мармеладов,  и в отдельном номере, «душном и тесном», в котором проводит свою последнюю ночь перед самоубийством Свидригайлов. Судьба «маленьких» людей, которые живут в таких квартирах — с вечной нищетой — страшная.
Писатель заставляет нас заглянуть в один из «закутков» столицы — семью Мармеладовых и ему открывается бездна. «Мармеладов … смешной, жалкий и уродливый, это оборванец с его чиновничьей осанкой, шут, со своим» ораторством «кабацких завсегдатаев».  Но этот «забавник» — человек трагической судьбы. Открывшись перед Раскольниковым, Мармеладов говорит: «Некуда идти человеку, а это надо». Сущность жизненной драмы Мармеладова состоит в ясном сознании, некуда идти, не к кому идти. Ему остается одно — погибнуть, и он погибает, и гибель его неизбежна. Но в этом и в страданиях своих близких виноват и сам Мармеладов. Он остро осознает свою вину: «А разве сердце у меня не болит от того, что я ползаю в кабак?» Можно жалеть человека, укравшего последнюю копейку у своих голодных детей? Но Достоевский заставляет нас жалеть недостойных сожаления, сочувствовать недостойным этого сочувствия! Мармеладову невозможно не сочувствовать, потому что он страдает, ибо «он все это может чувствовать». Он умеет любить и жертвовать, он остался человеком. Но не только Мармеладов, но и много «маленьких» людей в романе, придушенных беднотою. Они беспощадно жертвуют собой ради благополучия близких. Соня Мармеладова ради семьи «продала» себя, но чем же лучше судьба сестры Раскольникова Дуни, ради брата и матери выходит замуж за господина Лужина? Через весь роман проходят подобные сцены, раскрывающие повседневную трагичность жизни народа.
Такой мир, в котором живут герои Достоевского, мир «униженных и оскорбленных», «тех, кто погиб и тех, кто погибнет». Трагедия положения героев Достоевского заключается не только в безвыходности, но и в осознании этого тупика: они видят, что их гибель близка и неизбежна, и находятся в состоянии обреченных на смерть.
Всем содержанием роман Достоевского показывает полную невозможность найти какой-либо выход, если оставаться в этом обществе, ведь принимать его законы, жить в таком обществе человеку невозможно!
Впервые роман «Преступление и наказание» увидел свет в 1886 году. Это роман о современной Россию, которая пережила эпоху глубочайших социальных сдвигов и нравственных стрессов, эпоху «расстройства», роман о современном герое, который впитал в себя все страдания, боли и раны времени.

«Вечером жаркого июльского дня, незадолго до захода солнца, выходит на улицу бывший студент Родион Раскольников». Так начинался роман Достоевского. С этого момента без отдыха, в палкой ненависти снуёт он по улицам Петербурга, останавливается на мостах, над темными холодными водами канала, заходит в грязные кабаки герой Достоевского.
С первых страниц романа мы узнаем о том, что Раскольников соблазнился на какое-то дело, которое является новым шагом, месяц назад у него родилась мечта, к осуществлению которой он близок сейчас.
А месяц назад, почти умирая от голода, он вынужден был заложить у старухи-процентщицы кольцо — подарок сестры. Большую ненависть сразу чувствует он к капризной и никчемной старухе, которая высасывает кровь из бедных, получает богатство за счет чужого горя. «Странная мысль просыпалась в его голове, как вылупливается из яйца цыпленок». Вдруг услышан в трактире разговор студента с офицером о ней же, «глупой, никчемной, злой, больной старухи, никому не нужной и, напротив, всем вредной». Она живет «сама не зная для чего», а молодые свежие силы исчезают «без всякой поддержки», «и это тысячами, и это повсюду».
Полгода назад Раскольников написал статью «О преступлении», где изложил свою теорию психологического состояния преступников на протяжении всего преступления. Он доказывал, что это состояние более похоже на болезнь — помрачение ума, расстройство воли, случайность и нелогичность поступков.
Мы почти ничего не знаем о том длительном процессе, о той большой работе мысли, в результате которой развилась в сознании Раскольникова его идея, только после убийства раскрывается идея Раскольникова — во всем величии и во всей жалости.
В ужасном грязном трактире, где пьяный шум, крик и хохот заполняют воздух, слушает Раскольников шутливый и трагический рассказ Мармеладова о семнадцатилетней дочери Соне, ее подвиге, ее жертве, о спасении семьи. Но человек ко всему привыкает. Так и Мармеладов.
Негоден тот человек, который ко всему привыкает, все воспринимает, всему повинуется. Нет, не негодяй лишь тот, кто бунтует, разрушает, переступает. Никаких препятствий нет для необычного, «непослушного» человека.
«Еще один удар, ещё один шаг к бунту — письмо матери о Дунечке, сестре, которая» выходит на Голгофу «, выходя замуж за нелюбимого человека, Дунечка, которая моральную свободу не отдаст за комфорт, ради собственной выгоды.
Где выход? Разве возможно обойтись без жертв, нужны ли они? Теперь одними мыслями не поможешь, надо что-то сделать сейчас и быстро. Надо на что-то решится, хоть на что-нибудь … «Или отказаться от жизни совсем, — крикнул он вдруг в пылу, — послушно принять судьбу такой, какая она есть, раз и навсегда, и задушить в себе все, отказавшись от всевозможных права действовать , жить и любить! » Но Раскольников хочет «действовать, жить и любить».
Встреча Раскольникова с пьяной презренной девочкой на Конногвардейском бульваре тоже оказалась судьбоносной. Она тоже жертва стихийных законов, жестокой и непреодолимой необходимости, спокойно оправданной теми, кто смирился: «Говорят, что так и нужно. Такой процент, говорят, должен умирать ежегодно … куда-то … к черту, так должно быть, чтобы других освобождать и им не мешать «. И Сонечка, и Дунечка уже попали в этот «процент».
Убийство старухи нужно Раскольникову для проверки своей способности на преступление, а не для проверки идеи, которая как он рассуждал, неоспорима. Решив уже выдать себя, он говорит сестре: «Никогда, никогда я не был сильнее уверен, чем теперь!» Он подвергает свою «идею» беспощадному моральному анализу, он не в силе от нее отказаться: идея неоспоримая, совесть его спокойная. Сознательные, логические возражений своей идеи Раскольников не увидел до конца. Он объединяет объективные особенности современного мира, уверен в невозможности что-то изменить: «бесконечность человеческого страдания и разделение мира на униженных и на тех, кто подавляет, обладателей и подчиненных, или, по Раскольникову на» пророков «и» тварей дрожащих «.
Признание своей вины — это для Раскольникова признание собственной беспомощности и мизерности.

Но идея незыблемя. Однако Достоевский считает, что побеждает человечный Раскольников, а идея жестокости терпит поражение.
Несмотря на тяжелую темноту, изображенную Достоевским в романе «Преступление и наказание» картину человеческого бытия, мы видим просвет в темноте, мы верим в моральную силу, мужество и решительность героя Достоевского найти путь и средства истинного служения людям — ведь он остался человеком и гражданином .

5 / 5. 1

.