4
(9)

В доме графа Ростова в Москве именины двух Наталий — матери и младшей дочери. Приезжают с поздравлениями гости. Граф, очень радушный человек, просит всех быть на праздничном обеде.

Графиня Ростова, ее старшая дочь Вера и Анна Михайловна Друбецкая, только что вернувшаяся из Петербурга и живущая у Ростовых, беседуют с гостями. Речь идет о скорой кончине графа Безухова и о том, кто станет его наследником — Пьер или Василий Курагин. Говорят о дурном поведении Пьера в Петербурге: компания молодых людей пустила в Мойку медведя, привязав ему на спину квартального. 

За это Пьер выслан в Москву, Долохов разжалован в солдаты. Отец Анатоля «замял» дело. Представляя фигуру квартального, граф Ростов от души смеется. В гостиной появляется молодежь дома Ростовых. Среди них дети графа и графини — сын Николай, дочь Наташа и самый младший, Петя.

Здесь также воспитанница Ростовых Соня и Борис Друбецкой, Наташа, девочка лет тринадцати, черноглазая, с большим ртом, ведет себя настолько живо, естественно, по-детски, что нарушает светские приличия. Она весело смеется, обнимает мать, показывает ей куклу. Мать пытается делать строгие замечания, но и она сама, и беседующая с ней гостья  улыбаются.

Граф Ростов говорит, что сын Николай собирается на войну вслед за своим другом Борисом Друбецким. Николай, вспыхнув, отвечает, что просто чувствует призвание к службе. 

Наташа, случайно подсмотрев поцелуй Сони и Николая, зовет за собой Бориса Друбецкого. Наташа целует его. Борис говорит, что через четыре года будет просить ее руки. Наташа счастлива. 

Проводив гостей, графиня Ростова хочет остаться наедине со своей подругой — Анной Михайловной Друбецкой, Вера, не обладая чуткостью, не понимает этого, мать делает ей замечание.

Дочь с презрительной улыбкой, спокойно и даже не чувствуя себя обиженной, выходит из гостиной. Проходя мимо диванной, она видит две пары — Наташу с Борисом и Соню с Николаем.

Вера сурово отчитывает их за легкомысленное поведение. Всем неприятно. Наташа говорит, что у Веры нет сердца, и вспоминает ее кокетство с Бергом. Дразня Веру, молодые люди уходят. 

Княгиня Друбецкая рассказывает графине Ростовой, что Борис благодаря Василию Курагину зачислен в гвардию, но у нее нет денег на экипировку сына. Она надеется, что граф Безухов, крестный отец Бориса, оставит ему что-нибудь, и собирается ехать с сыном к графу. 

По дороге к графу Анна Михайловна убеждает сына, чтобы он был «мил». Борис считает это унижением. В доме Безухова княгиня Друбецкая встречает Василия Курагина. Она говорит, что должна исполнить свой долг, настроив графа на необходимость подумать перед смертью о спасении души. Так Друбецкая пытается пройти в покои умирающего. 

Борис идет к Пьеру, который в это время представляет себя Наполеоном, завоевывающим Лондон. Борис спокойно говорит Пьеру, что он, хоть и является крестником графа Безухова, ни на что не претендует. Пьеру нравится Борис, и он хочет сойтись с ним ближе.

После ухода княгини Друбецкой графиня Ростова просит мужа, чтобы он дал ей денег. Граф с готовностью и радостью исполняет просьбу жены. Ростова по приезде Анны Михайловны отдает ей эти деньги на экипировку Бориса. 

Праздник у Ростовых продолжается. В кабинете графа Ростова поручик Берг, немец, рассказывает, какую выгоду он получает в связи с переходом из армейской кавалерии в гвардейскую пехоту: и денег больше, и опасности быть убитым меньше. 

Берг любит говорить только о себе, и двоюродный брат графини Ростовой Шиншин, «злой язык», язвительно подшучивает над Бергом, говоря, что тот далеко пойдет на любой службе. Берг этих насмешек не понимает. 

Приезжает Пьер, ведет себя неловко, робко, и никто не понимает, как мог этот смирный толстый человек участвовать в истории с медведем. За обедом он очень много ест и пьет. Является Марья Дмитриевна Ахросимова, очень прямолинейная женщина, говорящая только по-русски.

Она делает выговор Пьеру за его проделки в Петербурге в то время, когда его отец на смертном одре. За обедом говорят о войне с Наполеоном.

Шиншин считает, что нечего воевать против Наполеона, который уже посрамил Австрию. Полковник утверждает, что только благодаря войне можно сохранить безопасность империи и нужно во всем повиноваться императору и драться до последней капли крови.

Полковник спрашивает, что думает Николай Ростов. Тот соглашается, чувствуя, что говорит слишком пафосно. Марья Дмитриевна замечает, что на все воля божья: можно умереть лежа на печи, а на поле боя Бог убережет. Наташа спорит с Петей, что осмелится за столом о чем-то спросить у матери. Нарушая принятые приличия, она громко спрашивает, какое пирожное будет.

Мать и Марья Дмитриевна грозят ей, но все же принимают выходку девочки. Все весело, по-доброму смеются. После обеда у Ростовых следуют музыка и танцы. Николай, Наташа и Соня должны петь. Но последней нет, и Наташа бежит искать ее.

Соня плачет, потому что Николеньке скоро идти на войну. Она ревнует его к Жюли Карагиной, богатой невесте: ведь ее брак с Николаем может не состояться по причине ее бедности. 

Наташа плачет вместе с Соней, утешая ее. Девушки вместе бегут в гостиную петь. Граф с Марьей Дмитриевной молодецки танцует «Данилу Купора» — танец, напоминающий трепак. Наташа требует, чтобы все смотрели «на папеньку». Гости в восторге аплодируют. 

4 / 5. 9

.