5
(2)

1. Литературное направление.

Рассказ «Ионыч» Чехова создан в соответствии с принципами реализма. «Ионыч» — это реалистический психологический рассказ, раскрывающий проблемы духовной деградации личности, влияния среды на человека.

2. Жанр произведения.

  • Рассказ близок к повести.
  • Общественные проблемы раскрываются через детали повседневной жизни.
  • Характер героя показан в развитии

З. Тема и идея (главная мысль).

  • Тема: духовная деградация личности.
  • Идея: разоблачение городских  обывателей, которые лишь демонстрируют свою тягу к «разумному, доброму, вечному», а на деле скучны, однообразны, застыли в своём развитии. Под влияние пошлости и меркантильности общества попадают люди душевно слабые, которые не могут и не желают сопротивляться злу.

4. Сюжет и композиция.

В сюжете нет ничего необычного: человек с хорошими задатками и мечтами постепенно превращается в серого обывателя. Дмитрий Ионович Старцев, земский врач, в начале рассказа — прямой и искренний молодой человек. Он дружит с семьёй Туркиных, наслаждается их домашними спектаклями, влюбляется в дочь Туркиных Екатерину… Но предсказуемого счастливого конца не будет: Екатерина отказывает Старцеву, говоря, что поедет учиться в консерваторию. Проходит четыре года, Старцев опять приходит в гости к Туркиным, а там — всё то же самое. Прежний домашний спектакль, прежние шутки, Екатерина не уехала учиться. Старцев рад, что не женился на ней: теперь ему интересны только деньги. Проходит ещё время, Старцев становится толстым, в городе его зовут запросто — «Ионыч». Его жизнь становится однообразной и скучной.

Завязка

Приезд и знакомство молодого земского врача Дмитрия Ионыча Старцева с семьёй Туркиных, самой образованной и талантливой в городе.

Кульминация

Признание Старцева в любви Екатерине, её отказ.

Развитие событий

Постепенная деградация доктора Старцева.

Развязка

Последнее объяснение доктора с Екатериной, духовное и физическое падение Старцева (отвергает девушку, обрюзг, стал меркантилен и безучастен, любит пересчитывать деньги).

5. Художественные особенности.

Приём повторяющихся описаний и деталей (одни и те же сцены в доме Туркиных, доктор Старцев и кучер Пантелеймон). Приём зеркальности во взаимоотношения Старцева и Котика.

6. Современное прочтение произведения и его значение.

Сегодняшняя жизнь дает очень много конкретных примеров подобной деградации. До этого рассказа мы видели, как Чехов осуждал паразитизм, жизнь за чужой счет, считая, что этот образ жизни уродует душу человека, ведет к духовной смерти. А в рассказе «Ионыч» ситуация иная: человек работает, не жалея себя, забыв про отдых, но все это он делает ради наживы. Такой образ жизни и мыслей тоже ведет к духовной смерти, к оскудению личности.

Рассказ «Ионыч» состоит из пяти глав, и каждая из них раскрывает новый этап в жизни героя по имени Дмитрий Ионыч Старцев — в первых главах и по прозвищу Ионыч — в последней.

В последней главе автор показывает нам, насколько изменился Старцев не только внешне, но и внутренне. Он потерял всякое уважение к людям, он бесцеремонен, когда обходит дом, назначенный к торгам, когда кричит на пациентов и стучит палкой в пол.

Десятиклассники хорошо понимают, зачем он купил два дома и присматривается к третьему. Но на вопрос, совместимы ли труд врача и коммерция в том виде, что показана через Ионыча, не все могут ответить, так как нынешние дети не видят минусов в таком союзе. А Чехов еще в 90-е годы XIX века заставлял думать об активной гражданской позиции, об ответственности человека за свой труд, профессию, место в жизни и обществе. Это хорошо понимал Горький и писал Чехову: «Огромное Вы делаете дело Вашими маленькими рассказиками — возбуждая в людях отвращение к этой сонной, полумертвой жизни … » Рассказ «Ионыч» актуален по всем статьям. Труд врача и нажива — понятия несовместимые.

Так должно быть, хотя обратных примеров наша сегодняшняя жизнь дает много. Отсюда и равнодушие, доходящее до бездушия, черствость — до жестокости, грубость до хамства. В эпоху нынешних перемен можно увидеть все, и задача учителя состоит в том, чтобы ученики поняли и оценили не только героя, не только его принципы, но и соотнесли бы с тем, что встречается в жизни все чаше и чаще.

5 / 5. 2

.