0
(0)

Современная авторская песня. Истоки и особенности.

В первые десятилетия существования авторской песни как явления массового однозначным был термин самодеятельная (с дополнением: бардовская, туристская, менестрельная, молодежная, гитарная и т.д.). Но: Анчаров, Окуджава, Галич, Матвеева — профессиональные литераторы; Высоцкий, Владимир Качан, не сразу, но и Визбор, Галич и Розенбаум — профессиональные актеры. Сейчас принят термин авторская, потому что, за редким исключением, все компоненты песни — слова, музыка, аккомпанемент, исполнение — принадлежат одному человеку, который не во всех этих областях является профессионалом. Бардовская песня не рассчитана на профессиональное (и очень от него проигрывает) исполнение, да и не только на авторское (исключение —“актерские” песни Галича, Высоцкого, Розенбаума.

Желание “хорошо попеть” было воспитано еще в 20-30 годах. Но потребовалось новое содержание — вместо безликого “мы” — личностное “я”. Для шестидесятников и для тех, кто пришел в бардовскую песню позже, она означала разное: поначалу — свободное самовыражение, тот воздух свободы, который, казалось, появился после 20-го съезда. Противопоставление знаменитому “Литература — не место для самовыражения”. Писатель должен писать не о том, что волнует его, а о том, что нужно партии и правительству.

Позже — в 70-е годы — неподотчетная, неподцензурная, неподконтрольная худсоветам и официальной критике, и она выражала бессознательную тоску по тому, что “все не так, ребята”. Появляется тема обмельчания личности (особенно — сатиры Галича и Высоцкого).

А к 80-м — надо докричаться, чтобы услышали, отсюда — рок, эпатаж. Но и бардовская песня не исчезла, потому что главное в ней — обращенность не к массе, пусть даже единомышленников, не к тусовке, а к личности.

Истоки авторской песни.

Городской романс — значительное число народных (крестьянских) песен было обрядовыми, тесно связанными с крестьянским жизненным укладом. В городе потребовались песни другого склада. И первое, что требовалось от городского (или мещанского — от место, т.е. город) романса — возместить недостаток ярких переживаний, бурных страстей. В городе жизнь однообразней и тусклей. Отсюда — акцентирование романса на личных чувствах, сильных до безумия — не так, как в жизни! Почти все ГР длинные, сюжетные и жалостливые.

Студенческие песни — плеяда бардов-шестидесятников за немногим исключением вышла именно из студенческой среды. И первые их песни писались “по случаю” —“от сессии до сессии”, в подражание дошедшим из древних времен “Кромбамбули” или “Колумб Америку открыл”, “От зари до зари” и т.п.

Тюремная лирика (ГУЛАГ) — это не столько блатные песни, сколько та волна, которая пришла с реабилитациями 1956 г.

Особенности авторской песни:

​ обращенность к личности, а не к массам;

​ искренность интонации;

​ доступность (гитара — 7 рублей);

​ простота — три аккорда;

​ вариативность (не всегда есть канонический текст)

​ распространяемость (магнитофониздат) — “Есть магнитофон системы “Яуза” — \ этого достаточно” (Галич)

Типология авторской песни.

Две основные линии — романтика и публицистика. Основные публицистические темы — война, сталинские репрессии. туристы-романтики, лирики-романтики.

0 / 5. 0

.