5
(1)

Надо мной певала матушка,
Колыбель мою качаючи:
«Будешь счастлив, Калистратушка,
Будешь жить ты припеваючи!»И сбылось, по воле божией,
Предсказанье моей матушки:
Нет богаче, нет пригожее,
Нет нарядней Калистратушки! В ключевой воде купаюся,
Пятерней чешу волосыньки,
Урожаю дожидаюся
С непосеянной полосыньки! А хозяйка занимается
На нагих детишек стиркою,
Пуще мужа наряжается —
Носит лапти с подковыркою!..

1863

Некрасов, как никакой другой русский поэт, прославился знанием народной жизни, умением проникать в крестьянскую психологию. Стихотворение «Калистрат» отчётливо демонстрирует нам это. Лирический герой, крестьянин, подчёркнуто отстранён здесь от автора, это сознательно избранная поэтом маска. Стихотворение поэтому не может в полной мере считаться лирическим — в нём силён сказово-эпический элемент.

Смысл стихотворения «Калистрат» довольно прозрачен. В нём повествуется о нищете крестьянина и бедственном положении его семьи. Некрасов очень уместно здесь творчески преломляет элементы фольклорной поэтики. Издавна на Руси пелись колы- бельные песни с пожеланиями младенцу счастья, богатства и прочих жизненных благ. В первой строфе мы как раз и слышим фрагмент такой колыбельной, где предсказывается бу- дущая судьба главного героя — в самых радужных тонах.

Как становится ясно далее, предсказание сбылось, что называется, «с обратным знаком». Рассказ «Калистратушки» насыщен острой иронией по отношению к своей горькой доле. Характерно, что за показной весёлостью мы явственно слышим владеющее Калистратом чувство тоски и безысходности. Третья строфа, кстати, построена по канонам фольклорного жанра «небылицы» или «нескладухи»; см., например:

На ту же на драку, на великий бой

Выбегали тут три могучие богатыри:

А у первого могучего богатыря Блинами голова испроломана,

А у другого могучего богатыря Соломой ноги изломаны…


Приводим также аналогично построенные частушки:

Нас компания собралась Разудалых молодцов:
У кого нету рубашки, У кого нет сапогов!

У меня скотины много:
Два ягнёнка во дворе, — Одного собаки съели,
А другой — не знаю где.

Что нам, что нам не форсить, Что нам не бахвалиться:
У отца одна овца — Мне рога достанутся.
(Частушка. М.—Л., 1966. С. 77.)

Таким образом, приём, использованный Некрасовым, подчёркивает несоответствие между предсказанным и тем, что сбылось в действительности. Отметим, что автор прямо не выражает своего отношения к судьбе Калистрата.  У читателя даже может возникнуть вопрос: на ком же лежит вина за бедственное положение героя? Может быть, он и сам отчасти виноват в нём?

Стихотворение написано четырёхстопным хореем с перекрёстной дактилической рифмовкой. Этот размер ещё со времён Карамзина используется в отечественной поэзии для имитации народной метрики. В тексте нет экзотических примет крестьянской речи, таких, скажем, как диалектизмы. Единственное непонятное широкому кругу читателей выражение — «лапти с подковыркою» (так называли щегольские, сплетённые в три ряда лапти).

Народный колорит создаётся употреблением особых формообразующих суффиксов, свойственных деревенскому просторечию: не «качая», а «качаючи»; не «купаюсь», а «купаюся» и т.д. Характерны также уменьшительно-ласкательные формы: «матушка», «детишки», «волосыньки».

В 1877 году И.Е. Репин создает полотно «Мужичок из робких». Как уже говорилось, монолог Калистрата полон иронии и насмешки над своей незадачливой судьбой. А если есть силы на иронию, то есть и надежда на сопротивление. В репинском портрете сходное настроение: сквозь унижение, бедность и забитость персонажа отчётливо просматривается его способность к непредсказуемому протесту — словно ветром взлохмаченная шевелюра, неожиданно острый диковатый блеск взгляда. Достоверность и глубина проникновения в суть кре- стьянской психологии, отсутствие идеализации своих героев сближают эти произведения.

В том же 1877 году И.И. Крамской пишет последний прижизненный портрет Некрасова — и изображает его в том же ракурсе и с так же сложенными руками, как сделал О.А. Кипренский, работая над знаменитым портретом Пушкина. Вряд ли это случайное совпадение…

5 / 5. 1

.